logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Влияние смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов

В настоящее время актуальным в психологической науке явля­ется вопрос о взаимоотношениях различных психологических катего­рий. В данной работе исследуются взаимоотношения категорий «созна­ние» и «восприятие» и рассматриваются осознаваемые основания вос­приятия иконических и речевых стимулов. В докладе представлены ре­зультаты исследовательской работы, проведенной в рамках изучения смысловой обусловленности восприятия иконических и речевых стиму­лов у подростков 14-16 лет. Значение установок в развитии человека как личности показывают многие российские авторы (А. Г. Асмолов, Д. А. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и т.д.); в том числе указывая на тот факт, что смысловая установка отвечает за избирательность восприятия. Мно­гие исследователи отмечают близость идеи Д. Н. Узнадзе об установке и идеи А. Н. Леонтьева о личностном смысле. Это приводит к предполо­жению о том, что понятия «общая первичная установка человека как личности» и «личностный смысл» описывают различные стороны одно­го и того же процесса, какого-то общего механизма регуляции деятель­ности человека. Использование этого механизма - одна из важных задач современной практической психологии.

Цель исследования заключалась в изучении общих психологи­ческих закономерностей и гендерных особенностей влияния смысловых установок на восприятие иконических и речевых стимулов у подростков 14-16 лет. В эмпирическом исследовании участвовали 92 подростка, обучающихся в девятых классах, в возрасте от 14до16 лет.

В нем использовались следующие методики:

1) опросник «смысловые базовые установки» (СБУ) (адаптация А. Д. Ишковым и Н. Г. Милорадовой опросника «шкала дисфункцио- нальности» Д. Бернса);

  1. методика «ценностные ориентации» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева);

  2. методика исследования системы жизненных смыслов (В. Ю. Котлякова);

4) ассоциативный тест;

5) методика сопоставления и оценки иконических стимулов. Анализ полученных в ходе эмпирического исследования ре- зультатов позволил сформулировать следующие выводы:

  1. Исследование подтверждает, что, несмотря на ряд фундамен­тальных исследований проблемы смысловых установок в отечественной и зарубежной психологии, до сих пор мало изученными остаются во­просы онтогенетического развития смысловых установок и их связи с другими компонентами смысловой сферы личности и спорными - во­просы места смысловых установок в общей системе регуляции поведе­ния. Кроме того, возникают определенные терминологические разли­чия, затрудняющие процесс анализа смысловых установок, и отмечается дефицит психодиагностического инструментария по их изучению.

  2. Смысловые установки обладают рядом характеристик:

  1. выражают личностный смысл в виде готовности к опреде­ленным образом направленной деятельности, стабилизируют процесс деятельности в целом;

  2. могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми;

  3. сдвиг смысловых установок всегда опосредован изменением деятельности субъекта;

  4. выступают в роли фильтра по отношению к установкам ни­жележащих уровней - целевым и операциональным установкам.

  1. Речевые и иконические стимулы в качестве воздействующих стимулов могут раскрыть смысловые установки личности. Сами по себе данные стимулы не могут вызвать существенный сдвиг смысловых ус­тановок, для этого требуется смена формы деятельности.

  2. На уровне смысловых установок прошлые впечатления, со­бытия и собственные действия субъекта не выступают для него как по­коящиеся пласты прошлого опыта. Они становятся предметом его от­ношений, его действий и поэтому вносят свой вклад в личность.

5. Особенностями функционирования смысловых установок в подростком возрасте 14-16 лет являются повышенная ответственность за других и требовательность к себе. Подростки стремятся к безупреч- ности, переживают, что не смогут достичь хороших результатов. При этом у них ещё не сформирован индивидуальный образ достижения.

  1. Большинство смысловых установок у мальчиков и девочек совпадает, но девочки более требовательны к себе и ответственны за свои намерения и поступки. Альтруистические жизненные смыслы больше выражены у мальчиков, чем у девочек. Гедонистические жиз­ненные смыслы выражены в большей степени у девочек, чем у мальчи­ков.

  2. Восприятие иконических стимулов абстрактного содержания различно у мальчиков и девочек. Мальчики склонны оценивать такие картины как позитивные, в то время как девочки оценивают их как не­гативные.

Катаева Л. С. Коскина Е. Н.