logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Психологическое здоровье женщины во время беременности

Беременность - одно из самых важных событий в жизни жен­щины. Готовность к материнству - специфическое личностное образо­вание, стержневой образующей которого является субъект - субъектив­ная ориентация по отношению к еще не родившемуся ребенку. Психо­логическое здоровье женщины зависит от опыта невынашивания бере­менности, личностных особенностей, жизненной ситуации и влияет на особенности смысловой и эмоциональной сферы, принятия роли ма­тери.

Цель нашего исследования - определить влияние типа готовности к материнству на формирование психологического здоровья женщины. Обсле­дование проводилось на базе областного клинического родильного дома го­рода Курска с 18 октября по 30 декабря 2010 г. В исследовании приняли уча­стие 60 беременных женщин со сроком 27-39 недель. Из них 25 человек со­ставили контрольную группу (с опытом невынашивания беременности в виде выкидыша) и 35 человек составили экспериментальную группу

(без опыта невынашивания беременности). В исследовании применялись следующие методики: структурированное интервью, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, тест Г. В. Ложкина и А. Ю. Рождественского «Саморефлексия телесного потенциала», цветовой тест отношений (ЦТО) Эдкинда, тест Филипповой «Фигуры».

Проводилась статистическая обработка полученных данных. Значимые различия при статистической обработке обнаружены по шка­ле «цели в жизни», по шкале общего показателя осмысленности жизни, по критерию готовности к материнству. Статистическое значение по критерию «цели в жизни», «осмысленности жизни» выше в экспери­ментальной группе, чем в контрольной.

Значимые статистические значения по формированию готовно­сти к материнству. Статистически значимые различия по показателям «цели в жизни», «осмысленности жизни» выше в контрольной группе, чем в экспериментальной группе.

Различные показатели по стилю переживания беременности. В экспериментальной группе цели направлены в будущее и характери­зуются возможностью создавать конкретную программу действий для достижения цели и гибко менять программу операций. У беременных женщин с опытом невынашивания беременности сложилось представ­ление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свобо­дой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими це­лями и представлениями. Их осмысленность жизни высокая, что свиде­тельствует о высоком значении событий для жизни женщины, и телес­ные возможности используются как инструмент для вынашивания ре­бенка. В контрольной группе цели направлены на настоящий момент и характеризуются неадекватной оценкой условий достижения цели. Их адекватное переживание беременности способствует более чуткому реа­гированию на изменение условий протекания беременности, а телесный потенциал интегрируется в Я-структуру, становится его частью, связы­вая между собой мать и ребенка. У беременных женщин без опыта не­вынашивания беременности существует выраженная потребность в поддержке и одобрении, что свидетельствует о напряжении подсисте­мы эмоциональной регуляции и недостаточности личностного ресурса для совладания новыми ресурсами.

Обобщая данные, можно сделать вывод о том, что опыт невы­нашивания беременности влияет на формирование готовности к мате­ринству, появляется чувство страха и тревоги, а также обнаруживается наличие специфичных связей в смысловой сфере. Смысловая сфера бе­ременных женщин с опытом невынашивания беременности включает в себя построение планов, которые не имеют реальной опоры в настоя­щем, у женщин без опыта невынашивания ребенок имеет очень большое значение. Планы они строят в соответствии с реальной опорой, у них тревожная и болезненная оценка своего самочувствия. У женщин без опыта невынашивания беременности присутствует болезненная оценка своего состояния. Они не строят планов на будущее. Готовность к мате­ринству влияет на психологическое здоровье женщины.

Ильина А. Н.

ПРЕДПОСЫЛКИ ДИАЛОГА В КОНФЛИКТЕ В ПАРАХ

С РОМАНТИЧЕСКИМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Проблема семьи, развитие ресурсов построения здоровых, пол­ноценных семейных отношений - одна из актуальнейших в современ­ном обществе. Романтические отношения в юношеском возрасте - это важнейший опыт, ложащийся в основу предстоящих супружеских от­ношений. Здоровье отношений определяется не отсутствием в них про­тиворечий и конфликтов, а способностью пары конструктивно разре­шать обостряющиеся до уровня противоречия конфликты. Поиску ре­сурсов романтической пары преодолевать эти конфликты посвящена наша работа.

Многие известные авторы указывали на высокую значимость романтических отношений в жизни человека. Потребность любить и быть любимым выступает как одна из основных потребностей человека (А. Маслоу), а достижение подлинной близости с романтическим парт­нером является одной из основных личностных задач, стоящих перед человеком, одной из главных возрастных задач развития (Э. Эриксон, К. Роджерс). Конфликты в романтических отношениях являются неотъ­емлемой их частью.

В своей работе мы опираемся на представление о конфликте Б. И. Хасана в русле конструктивной психологии конфликта. По его мнению, конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в кото­рой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимоде­терминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специаль­ной организации. В нашей работе конфликты рассматриваются как кри­тические точки в отношениях, способные являться источником как раз­вития отношений, так и их разрушения.

Дезорганизация взаимодействия в конфликте особенно явно проявляется в вербальной коммуникации, именно через нее и оказыва­ется возможным поиск взаимопонимания. Как отмечает С. Л. Братчен-ко, диалог обладает наибольшей конфликторазрешающей силой, более того - превращает конфликт в мощный личностноразвивающий фактор. Понятие межличностного диалога рассматривается многими известны­ми авторами - М. М. Бахтин, С. Л. Братченко, М. Бубером, Д. А. Леон­тьевым. На основе обобщения взглядов этих авторов, можно определить межличностный диалог как специфическую форму межличностного взаимодействия и качество отношений, при которых другой человек выступает не как объект или условие моей деятельности, направленной на достижение моих целей, а как равноправный мне свободный субъект, обладающий своими интересами, ценностями и внутренним миром и преследующий свои цели.

Таким образом, цель моей работы - выявление связи между вза­имностью романтических отношений и диалогом в конфликте в паре. Объект исследования - пары с романтическими отношениями (юноши и девушки возраста 17-23лет, с временем образования пары более одного месяца). Предмет исследования - связь между взаимностью романтиче­ских отношений и диалогичностью в конфликте. Мы проверяли гипотезу: чем более взаимны романтические отношения в паре, тем более выражен диалог в конфликте в паре. В работе использовались две основные мето­дики - «треугольник Р. Стернберга» (измеряет соотношение трех основ-ньгх параметров - интимность, страсть, решение/обязательство у каждого из партнеров) и игровая методика А. А. Кроника (используется для моде­лирования конфликтов понимания в паре, для выявления наличия или отсутствия у партнеров диалога). На протяжении проведения методики использовались средства аудио- и видеозаписи для последующего качест­венного наблюдения и анализа данных. После проведения методики про­водилась постэкспериментальная беседа с испытуемыми.

Исследование проводилось на 18 романтических парах. Анализ полученных данных показал наличие высокой корреляционной связи ме­жду взаимностью романтических отношений и диалогом в конфликте в паре - чем более взаимны романтические отношения, тем более выражен диалог в конфликте в паре. В настоящее время мы продолжаем работать над темой данного исследования. Анализ полученных данных, обзор пси­хологических источников, позволил нам предположить, что важным ре­сурсом для осуществления диалога в конфликте является не только вза­имность отношений, но и направленность личности партнера - эгоцен­трическая или децентрированная.

Таким образом, мы поставили следующую гипотезу: чем более выражена эгоцентрическая направленность личности партнера, тем ме­нее выражены его готовность и способность восстанавливать и поддер­живать диалог в конфликте. В настоящее время мы занимаемся иссле­дованием по проверке этой гипотезы.

Капахова Д. Н. Билецкая М. П.