logo
Копинг-поведение / 0909712_C5B93_psihologiya_xxi_veka_2011

Особенности чувствительности к проблемам в разных образовательных средах

В последнее время огромное внимание уделяется вопросам ин­новаций и инновационных проектов, которые можно считать основой модернизации различных сфер жизнедеятельности. Образование объяв­ляется в настоящий момент приоритетным вопросом государственной политики, определяющим социокультурный престиж и будущее госу­дарства (Тазбиева З. М., 2009). Руководство страны призывает к модер­низации современной российской школы и предполагает создание ново­го типа личности, склонного и способного к введению инноваций (Хашир А. А., 2010). Инновационное поведение осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереоти­пов. Чувствительность к проблемам предполагает «выход за пределы» и является одной из характеристик инновационного потенциала личности (Клочко В. Е., Галажинский Э. В., 2009).

Чувствительность к проблемам выступила в качестве предмета нашего исследования. Цель исследования: выявить критерии выражен­ности феномена чувствительности к проблемам у молодых людей, имеющих различный опыт вовлечения в инновационную деятельность и обучающихся в разных образовательных средах. Гипотеза исследова­ния: чувствительность к проблемам у учащихся будет выше в тех обра­зовательных средах, которые ориентированы на развитие готовности и способности к включению в инновационную деятельность. В исследо­вании были использованы следующие методики: методика «золотоиска­тели» В. Е. Клочко; методика, основанная на принципе киноленты В.Е. Клочко; шкала толерантности к неопределенности MSTAT-I Д. Маклейна в адаптации Е. Г. Луковицкой; опросник «стремление к изменениям»; опросник «психологическая готовность к инновационно­му поведению» О. М. Краснорядцевой и В. Е. Клочко.

Данная работа является итогом двухлетних исследований, на­правленных на изучение особенностей чувствительности к проблемам в разных образовательных средах. Результатом исследования 2009 г. ста­ло частичное подтверждение гипотезы о том, что уровень чувствитель­ности к проблемам у студентов, вовлеченных в инновационную дея­тельность, выше, чем у студентов, не имеющих опыта вовлечения в ин­новационную деятельность. В рамках исследовательской программы 2010 г. нами была предпринята попытка по изучению особенностей чувствительности к проблемам у победителей программы «У.М.Н.И.К.» (19 человек). Целью программы «У.М.Н.И.К.» является выявление мо­лодых ученых, стремящихся самореализоваться через инновационную деятельность.

Помимо этого, в качестве респондентов выступили студенты, обучающиеся в Томском государственном университете по специально­сти «управление персоналом» на 4-5 курсах (12 человек). Нами был проведен сравнительный анализ особенностей чувствительности к про­блемам у респондентов, вошедших в выборку исследования 2009 г. и у респондентов, участвовавших в исследовании в 2010 г. Сравнение про­водилось между следующими группами испытуемых: студенты, не имеющие опыта вовлечения в инновационную деятельность; студенты, вовлечённые в инновационную деятельность; студенты, обучающиеся по специальности «управление персоналом», победители конкурса «У.М.Н.И.К.». В рамках исследования была экспериментально установ­лена зависимость степени выраженности чувствительности к проблемам от уровня вовлеченности молодых людей в инновационную деятель­ность. У молодых людей, имеющих позитивный опыт инновационной деятельности, чувствительность к проблемам выше, чем у молодых лю­дей, не имеющих такого опыта. Для определенной части студентов, имеющих разный опыт вхождения в инновационную деятельность, ха­рактерны различные формы «ухода» от противоречий в ходе мысли­тельной деятельности.

Было статистически доказано отсутствие однозначной зависи­мости между чувствительностью к проблемам и такими характеристи­ками инновационного потенциала личности, как толерантность к неоп­ределенности, стремление к изменениям и психологическая готовность к инновационной деятельности. Данный факт может свидетельствовать об отсутствии однозначной зависимости между ресурсными и поведен-ческо-деятельностными составляющими инновационного потенциала личности. Вектор своей дальнейшей работы мы хотели бы направить на разработку и апробацию диагностической и психолого-образовательной программы, направленной на изучение и развитие чувствительности к проблемам, как одной из диспозиционных характеристик инновацион­ного потенциала личности.

Фролова Е. В.