1.2 Принципы психологического консультирования
Принципы психологического консультирования отражены и описаны в различных этических стандартах психолога, кодексах профессиональной этики практических психологов. Например, в п.6. этических стандартов психолога [32] выделяют следующие принципы: «уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы». Различные авторы также описывают принципы, которых следует придерживаться практикующему психологу [1, стр.8-10]. Рассмотрим приведенные выше принципы более подробно.
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту
Доброжелательное и безоценочное отношение подразумевает умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента
Люди ценят свою автономию, уникальность, доброжелательное отношение к себе, поэтому если психолог будет ориентироваться на свои ценности, социально принятые нормы при работе с клиентом, то скорей всего клиент замкнется, не будет искренним и открытым. Соответственно психолог во время работы ориентируется прежде всего на жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Психолог центрирован на клиенте. Выстраивая работу с клиентом, психолог исходит из ценностей клиента, из его принципов и идеалов. В предлагаемых вариантах решения проблем и улучшения жизни клиент должен видеть реализацию своих ценностей, желаний, своих представлений о правильном поведении в этом мире. На более поздних этапах работы с клиентом, когда будет установлено доверие, психолог-консультант может сделать ценности и идеалы клиента объектом своего воздействия в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.
3. Осторожное отношение к советам. Гарантированный совет другому дать невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. Необходимо учитывать, что
· Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности; у клиента формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему.
· Любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих событиях.
4. Конфиденциальность
Анонимность - важнейшее условие психологического консультирования. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах, например, серьезная угроза для чьей-либо жизни.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений
Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.
6. Включенность клиента в процесс консультирования
Процесс консультирования будет эффективным, если клиент во время приема будет чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Конечно, это можно достигнуть только если развитие разговора будет для клиента логичным и понятным.
Таким образом, для эффективного протекания процесса психологического консультирования консультант должен помнить о правиле разграничения личных и профессиональных отношений, доброжелательно и безоценочно относиться к клиенту, ориентироваться на его ценности и нормы, максимально вовлекать его в беседу, при этом соблюдать конфиденциальность и давать советы осторожно.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
- 1.1 Определение, цели и задачи психологического консультирования
- 1.2 Принципы психологического консультирования
- 1.3 Структура процесса психологического консультирования
- 1.4 Теоретические подходы и методики, применяемые в психологическом консультировании
- 2.2 Причины бесплодия
- 2.2.1 Психологические особенности
- 2.2.4 Страхи, неосознаваемые установки, мешающие зачатию
- Тема 6. Разновидности психологического консультирования
- 1.3. Психологическая помощь женщинам с диагнозом - бесплодие
- 1.2. Психологические особенности женщин, страдающих бесплодием
- Психологическая помощь женщинам, страдающим бесплодием, в условиях амбулаторного учреждения
- Глава 1. Изучение психологических особенностей женщин, страдающих бесплодием
- Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей женщин с диагнозом - бесплодие
- Характеристики социальной идентичности женщин, страдающих бесплодием
- Психологическое консультирование в системе специальной психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья Понятие психологического консультирования
- 1.2.4. Психологическое консультирование.