logo search
Особенности психологического консультирования лиц, страдающих бесплодием

2.2.1 Психологические особенности

Проведенные исследования, а также работа практических психологов [2,5,8,17,20,23] показывают, что у большинства женщин с разными формами нарушения репродуктивных функций в той или иной степени есть нижеуказанные психологические особенности:

· общая инфантильность, проявляющаяся незрелостью личностной сферы, искаженной или незрелой полоролевой идентификацией;

Личностную зрелость можно определить как окончательное формирование всех личностных образований, обеспечивающих самостоятельную эффективную жизнедеятельность субъекта, успешное выполнение социально-культурных ролей, конструктивное переживание фрустрирующих событий, успешную психологическую адаптацию к различным жизненным ситуациям [29].

1/3 больных, страдающих бесплодием неясного генеза, имеют черты психического инфантилизма, внешний локус контроля, а 89,5 % обследованных имеют слабую половую конституцию [16]. Независимо от возраста, инфантильная личность по сути является сама ребенком и не готова взять на себя ответственность за ребенка. Подсознательно она боится, что ребенку будет уделяться больше внимания, чем ей. Такая женщина сама нуждается в повышенном внимании, и она получает его, годами лечась от бесплодия [2].

При этом в целом ряде работ показано решающее значение в прогнозе материнско-детских отношений наличия у женщины на этапе беременности таких параметров личностной и эмоциональной сферы, как личностная зрелость, лидирующие позиции материнства в иерархии потребностей и ценностей, субъектно-ориентированное отношение к ребенку и ряда важных личностных качеств, в первую очередь, эмпатии, сензитивности и респонсивности [18].

· повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности;

Данные, полученные с помощью ММрI, говорят о склонности к депрессивным реакциям, повышенной тревожности с выраженным стремлением нравиться всем окружающим, с некоторой неуверенностью в себе и неудовлетворенностью собой (В. Колчин), неустойчивой самооценкой, зависящей от мнения окружающих. Ф. В. Дахно с соавт., также выявили повышенную степень нейротизации, тревожность. У 80 % пациенток было обнаружено снижение общей активности и работоспособности, 40 % жаловались на страх перед будущим. Кроме того, у большинства пациенток были выявлены те или иные акцентуации с преобладанием психастенического типа, а также противоречие между самооценкой и своими идеалами [10].

· неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации;

· эмоциональная неустойчивость;

· подавленная агрессия разной направленности;

Таким образом, одной из основных причин бесплодия могут выступать свойства личности, определяющие неадекватные механизмы преодоления стрессовых (кризисных) ситуаций, в том числе и изменения жизненной ситуации: личностная незрелость и несформированность адекватных адаптационных механизмов.

Данную причину мы определяем как одну из основных в связи с тем, что в конце семидесятых годов XXв. было проведено масштабное междисциплинарное исследование [29], в результате которого авторы установили, что с успешной адаптацией к беременности и материнству прежде всего коррелируют: сильное эго (личностная зрелость), достигнутая женская идентичность (зрелая полоролевая идентификация) и опыт взаимодействия с младенцами в детстве (один из видов онтогенетического опыта, связанный с развитием материнства).

2.2.2 Отсутствие мотивационной готовности к материнству (несформированность потребности в материнстве, низкий уровень личностного смысла материнства)

Мотивационная готовность - важная составляющая часть психологической готовности к материнству. Мотивация - побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. В рамках данной работы ее можно определить как принятие на осознаваемом и неосознаваемом уровнях задачи рождения ребенка, видение в этом жизненного смысла, адекватно и динамично встроенного в общую иерархию смысло-жизненных ориентаций. «Я - средство для вынашивания, рождения и развития ребенка, это моя потребность»[4].

В структуре Я-концепции женщины, складывающейся к концу юношеского возраста, материнство может быть представлено в «идеальном Я» или отсутствовать. В дальнейшей жизни женщины ценность материнства и потребность в нем колеблются и в разное время ее жизни личностный смысл материнства (т. е. субъективно воспринимаемая значимость материнства) оказывается разным. В результате очень часто у бесплодных супружеских пар существуют мотивы, несколько отличающиеся от традиционных мотивов деторождения; Erikson предложен термин «генеративность», который отражает не только процесс воспроизводства, но и потребность человека в заботе о ребенке и ответственность за его воспитание. Для многих клиенток с бесплодием вопрос о мотиве иметь ребенка остается неясным и неосознаваемым. Мотив может звучать как «удержать мужа», «заполнить пустоту», «поддержать семейные традиции», «ребенок нужен для более полной жизни» или для «хорошего партнерства», то есть таких случаях предметом потребности является не сам ребенок и деторождение обусловлено мотивом, внешним по отношению к нему.

В 2007-2008 годах на факультете психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, было проведено научное исследование [18, стр.21], направленное на выявление социальных и психологических факторов, влияющих на репродуктивное и родительское поведение. Было опрошено более 1172 женщин в 10 регионах РФ в возрасте 15-45 лет. Половина выборки не имела детей и половина имела от одного до трех детей разного возраста, некоторые из опрошенных имели внуков с целью оценить потребность в материнстве и соответственно личностный смысл материнства у женщин разных возрастов. Потребность в материнстве оценивалась на основе анализа ответов на вопрос: «Представьте себя мамой младенца. Что вызывает у вас положительные эмоции?». Анализ полученных результатов показал зависимость ответов от возраста респондентов. В частности, в возрасте до 24 лет отмечается:

незрелость мотивации включенности в ребенка - зависимость от эмоций родителей и, главное, мужа;

более выраженное по сравнению с другими возрастными группами ощущение беспомощности ребенка;

минимальная потребность в телесном контакте с ребенком;

минимальный настрой на совместные игры.

В то же время в этом же возрасте отмечается максимальная чувствительность к мимике ребенка, присутствует наибольший процент женщин, получающих положительные эмоции от грудного вскармливания.

Согласно результатам вышеуказанного исследования наиболее благоприятный возраст для рождения детей, когда потребность в материнстве максимальна - 25-34 года. В этот период наблюдается зрелая мотивация рождения, внутренняя готовность к грудному вскармливанию, значимость телесного контакта с малышом по сравнению с предыдущими возрастами, меньше конкурирующих мотивов и препятствующих обстоятельств в виде несамостоятельности и незавершенной учебы и не устоявшихся отношений с мужчиной, большая готовность к совместной деятельности.

В возрасте после 35 лет на передний план выступает фактор гордости за себя в новой роли и положительные эмоции отца ребенка. Среди бездетных женщин в возрастной группе после 35 лет значи тельно возрастает число тех, у кого образ себя с младенцем на руках вызывает испуг, удивление, тревогу, любопытство. В возрасте 40-45 лет максимальное число женщин, у которых не возникает никаких эмоций (22 % у бездетных и 18 % у матерей).

Также значимость мотивационной готовности к материнству подтверждает Блох М.Е. в исследовании «Влияние мотивации пациенток к использованию вспомогательных репродуктивных технологий на результативность этих методов». Ее работа показала, что любая мотивация к ЭКО (вспомогательная репродуктиная технология - экстракорпоральное оплодотворение): пациенты, которых это единственно возможный выход зачатия ребенка по медицинским показателям; пациенты с нежеланием тратить собственные ресурсы в процессе консервативного лечения и желающие быстрее забеременеть; клиенты, ориентированные на «модность и престижность» данного вида репродукции; «халявщики» («успеть попробовать бесплатно») - может быть результативной, если есть психологическая готовность к материнству и зрелая мотивация рождения ребенка. И, наоборот, при любой мотивации к ЭКО, но при отсутствии психологической готовности к родительству результат неблагополучен [4].

Ланцбург М.Е. полагает, что в отношении человека можно говорить о репродуктивной (направленной на деторождение) и родительской деятельности со всеми компонентами, которые принято выделять в структуре деятельности согласно концепции, выдвинутой А.Н. Леонтьевым [18]:

мотив как предмет потребности;

цель, соответствующая действию;

задача, соответствующая операции, и обеспечивающие ее реализацию психофизиологические процессы.

Таким образом, в случае когда предметом потребности является не сам ребенок и деторождение обусловлено мотивом, внешним по отношению к нему (например, удержание мужчины, получение материальной выгоды и др.), а ребенок является средством для реализации этого мотива, задача психолога-консультанта состоит в содействии «сдвигу мотива на цель» [18].

2.2.3 Наличие внутриличностного ситуативного конфликта в материнской сфере

Основная структура и базовое содержание личностных образований (привязанности, Я-концепция, объектные отношения, мотивация достижений, формы общения, полоролевая идентификация и т.д.), а также механизмы психологической адаптации формируются до трехлетнего возраста. Многочисленные исследователи доказали, что роль матери выступает исключительной фигурой в формировании личности ребенка, таким образом именно комплекс особенностей матери и ее психическое состояние влияют на формирование физиологических адаптационных механизмов и психосоматические особенности ребенка [29].

В связи с вышесказанным многие зарубежные [16] и российские [29] исследователи склонны объяснять происхождение бесплодия, особенно психосоматического, с точки зрения психоанализа, то есть причину бесплодия видят в вытесненных психотравмах раннего детства и подсознательных конфликтах.

Психологическую неготовность к принятию одной из главных женских и личностных функций - материнства Филиппова Г.Г. связывает с наличием у женщин внутреннего конфликта [29]. Именно конфликт в материнской сфере в сочетании склонности разрешения конфликта в виде соматизации она выделяет как системообразующий психологический фактор, лежащий в основе нарушений репродуктивной функции.

В своих работах [27-30] она выделяет две формы внутреннего конфликта, провоцирующего бесплодие:

1. «Тревожность» Высокая ценность выполнения материнской функции и одновременно тревога по поводу своей несостоятельности в успешности ее осуществления (реализация доминирующих потребностей затруднена вследствие внешних или внутренних причин)

2. «Конфликтность» Недостаточная ценность выполнения материнской функции с сочетании с высокой ценностью выполнения других функций (личностная и профессиональная самореализация, половая сфера, личный комфорт и т.п.) (необходимость реализации одних потребностей мешает реализации других).

Причем необходимо отметить, что в обеих формах вышеуказанных конфликтов присутствуют по мнению Филипповой Г.Г. недостигнутая личностная зрелость и полоролевая индентификация вследствие деструктивных отношений с матерью, а также сам конфликт между необходимостью стать мамой и иметь ребенка и возможностью это осуществить.

Таким образом, в зависимость от формы конфликта и с учетом личностных психологических особенностей Филиппова Г.Г. выделяет две основные группы женщин (А и Б) с разными особенностями репродуктивного статуса [29] (Приложение 3).

Выявленные особенности свидетельствуют о том, что женщины обеих групп имеют, во-первых, выраженный внутренний конфликт в материнской сфере, во-вторых, нарушения психологической адаптации и инфантильный способ разрешения конфликтной ситуации по типу соматизации, в-третьих, различия по форме конфликта в материнской сфере, адаптационным механизмам и формам соматизации конфликтной ситуации.

3. Многими исследователями подчеркивается большое значение стрессовых воздействий, эмоциональных состояний (тревога, страхи, напряжение, расстройство), переживаемых при стрессе, в происхождении бесплодия.

Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования (Селье Г.). Необходимо отметить, что Селье Г. удалось установить, что помимо отдельных защитных реакций для каждого конкретного воздействия, организм отвечает также вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм единым однотипным комплексным реагированием. В рассматриваемой теме - это бесплодие. Например, М.Г. Оганесян (1997) изучала патофизиологические аспекты нарушения репродуктивной функции после воздействия стресса при землетрясении в Армении в 1988 году и обнаружила, что в результате стресса у значительной части обследованных супружеских пар возникли нарушения копулятивной и репродуктивной функции, а также сексуального поведения. Вместе с тем, в большинстве случаев стресс является результатом бесплодия, а не его причиной. Дж. Шенкер отмечает, что не более 5% женщин страдают бесплодием в результате стресса [16].

Как объясняет Филиппова Г.Г. [27] состояние тревоги и состояния, близкие к ней (страхи и др.), являются сигналом для нервной системы о том, что в окружающей среде неблагополучно, что ведет к «торможению репродуктивной функции» до более благоприятного момента. Например, Арутюнян А.Ю. называет следующие виды стрессовых ситуаций, от которых женщина может подсознательно стремится избавить своего ребенка: разводы, неблагоприятные условия жизни, смерть родственников и близких, тяжелые воспоминания о детстве (возможно связанные с жестоким обращением, изнасилованием или каким-нибудь другим видом насилия). Другими словами, некий негативный опыт, полученный ранее, по каким-либо причинам оказался не пережит до конца, психика не смогла его принять, переработать и справиться с ним, и чтобы уберечь человека от еще большей травматизации, загнала этот в подсознание. Она же сама и не осознает этого влияния и не помнит уже тех давних событий. Но психика уже включила защитные механизмы и стоит на страже и как бы предупреждает, что если наступит беременность, то это будет угрожать здоровью и, может быть, и жизни. И беременность не наступает [2].