Психосоциальные стадии развития личности.
1. Младенчество: базальное доверие/базальное недоверие.
Первая психосоциальная стадия - от рождения до конца первого года - соответствует оральной стадии по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям. Эриксон считает качество материнской заботы - способность матери так организовывать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Главный из ритуалов - взаимное узнавание, которое сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другим людьми. Надежда - ( оптимизм в отношении своего культурного пространства) - это первое положительное качество ЭГО, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие».
2. Ранее детство: автономия/стыд и сомнение.
Этот период продолжается от 1 до 3 лет и соответствует анальной стадии по Фрейду. Постепенно расширяются возможности к самостоятельным действиям. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я то, что я могу». Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). Разумная дозволенность способствует автономии ребенка. Таким образом, при удачном разрешении конфликта ЭГО включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализаци, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.
3. Возраст игры: инициативность/вина.
В дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры» ,от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и ( 6, стр. 76 - 77) приобретение новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я - то, что я буду делать».
Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала ,с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связна с качеством ааптивности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми ( не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер - Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствует становлению инициативности, расширения границ независимости, развития творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало склонны к продуктивному труду.
4. Школьный возраст: трудолюбие/неполноценность.
Четвертый психосоциаллный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителями своего пола уже преодолены. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему - то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эгоцентричность ребенка теперь выражается так: «Я - то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал - совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в проявлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.
5. Юность эго - идентичности / ролевое смешение.
Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается считаеться самым важным периодом в психосоциальным развитии человека: «Юность - это возраст окончательного ( 6, стр. 77 - 78). становления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».
Эриксон уделили очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 - 13 лет до примерно 19 - 20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и так далее) и создать едины образ себя (эго - идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. Реализация становится импровизацией - нахождение неожиданных решений в ходе процесса и мгновенное его воплощение. Кроме того в ней вычленяется идеологический аспект - процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима. Согласно Эриксону:
Идеология - это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры.
Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который так же может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связи с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душного разлада и бесценности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, деликвентного (отклоняющегося поведения). В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смещение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям к собственной половой идентификации. ( 6, стр. 78 - 79).
Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями ( кинозвездами, суператлетами, рок - музыкатами) и представителями контрукльтуры (революционные лидеры, «бритоголовые», деликвентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.
Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности - это Верность - способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
6. Молодость; достижение близости/изоляция.
Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.
Эриксон использует термин интимность - достижение близости как многоплановый процесс, но главное при этом - поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другова человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность установить спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность /изоляция», - это любовь. (6, стр. 79 - 80).
Любовь - напряженная потребность в данном человеке, влечение к нему, страстное желание обладать им, заботится о нем быть ему нужным. Интимное глубокое чувство, включающее в себя два аспекта: психологический и физический (сексуальный). Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознанием личности, играет большую роль в ее формировании, становлении. Обнаружено, что любовь между людьми положительно влияет на их самочувствие, способствует развитию интеллекта. Неудовлетворенные потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний. Воспитание способности любить - одна из ведущих задач полового воспитания растущего человека. Ребенок, испытывающий недостаток в любви в семье, близком окружении, вырастает с большим количеством различных комплексов и проблем. ( 3, стр.76).
Любовь к детям .
1) Положительное эмоциональное отношение к ним: специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений;
2) Одно из важнейших свойств, необходимое для человека, избирающего педагогическую деятельность. ( 3, стр.76).
Эриксон подчеркивает важность романтической, эротический, сексуально составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире - как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношении взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
7. Зрелость: продуктивность/инертность.
Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема - выбор между продуктивностью и инертностью.
Продуктивность - забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочится в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае - чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.
Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - Забота
Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходит в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы - их собственные личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращаются функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление - «кризис старшего возраста» - выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. . Старость: целостность эго/отчаяние.
Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а так же к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решениях, вспоминая(6, стр. 80) о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.
По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадиях развития Эго.
« Только у того, кто каким то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествующих стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго - интеграция - целостность.»
Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь ( включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: « Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает.
« Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенным человеком на протяжении жизни в историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие - то новые пути, чтоб ощутить целостность своего Я.
Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущение постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случится». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожадение о том, что жизнь нельзя прожить заново ,и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир. В книге «Жизненные вовлеченность в старость» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства Эго - интеграции. Книга основа на изучении истории многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверие снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.(6, стр.82 -83).
- Теория Эрика Эриксона
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- 7.1 Эго-теория личности э. Эриксона.
- I. Теория психосоциального развития э. Эриксона
- Эрик эриксон: эго-теория личности Биографический очерк
- Эрик Эриксон: эго - теория личности Биографический очерк
- Теорию Эриксона
- 11. Периодизация психического развития в теории э. Эриксона.