Б) Психическое развитие как развитие личности по Эриксону
Американский психолог Э. Эриксон (1902 - 1994) известен как представитель направления эго - психологов. Эриксон пересмотрел некоторые важные психоаналитические положения, сделал акцент на развитие. Я индивид. С одной стороны, Эриксон придерживался псианалитических представлений о значении адаптации человека к своему социальному окружению, признавал биологические и социальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, лпирался на структурную модель личности, разработанную Фрейдом. Стадии развитии личности представлены генетически, порядок их развертывания по мере созревания неизменен. Однако в отличии от фредийщского подхода, основное внимание в эго - психологии отводится нормальному, здоровому, личностному развитию, которое связано с осознанным решением жизненных проблем. Теорию развития личности Эриксона принято называть - психосоциальной - так как в центре ее - рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. По - новому рассмотрено влияние культуры с ее системой ценностей и нормоативных предписаний. Эриксон подчеркивал значимость исторического и культурного контектса развития личности, его не сводимость к индивидуальной взаимосвязи с родителями в раннем возрасте. Сделать такой вывод помогли методы исследования
Методы исследования в работах Э.Эриксона.
Помимо традиционных для психоаналитиков клинической практики с проблемными детьми и содержательного анализа конкретных случаев, Эриксон проводил лонгитюдное изучение (- длительное и. ( 6, стр.72 - 73) систематическое наблюдение в ходе учебно - воспитательного процесса одних и тех же психологических явлений ,позволяющие их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы здоровых детей. Он так же использовал кросскультурный ( этнографический метод) - изучал особенности воспитания детей в племенах американских индейцев и в условиях современного технологического американского общества. Это позволило ему обстоятельно анализировать воздействие разных культур на становление личности. Был поставлен вопрос о различиях в достижении индивидумом идентичности в тех обществах, чьи социальные роли глубоко регламентированы, и в демократических обществах с гораздо более широким спекторомпотенциальных возможностей (профессиональных, политических, идеологических и так далее). Получили известность исследования Эриксона, посвященные выдающимся личностям, таким, например, как Мартин Лютер илиМахатма Ганди. В этом случае Эриксон пытался соотнести основные темы жизни человека с историческими событиями и обстоятельствами, то есть использовал психоисторический метод. Эриксон показывает единство процесса человеческой жизни, в которой три важных аспекта (соматический, личностный, социальный) взаимосвязаны и вычленяются лишь для удобства анализа и изучения. Человек во все времена есть организм, член общества и ЭГО ( Я личность). Огромное значение Эриксон придавал периоду детства, подчеркивая, что именно человеку свойственно длительное детство: «Продолжительное детство делает из человека вертуоза в техническом и интеллектуальном смысле, но оно так же оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости……..иррациональные страхи, происходящие из самого состояния детства».
Однако взгляды Эриксона на возможности личностного роста и способности человека преодолевать трудности, более оптимистичны, чем в традиционном психоанализе. Он считает, что человек способен к саморазвитию, к тому, чтобы на новом уровне справится с неадекватно разрешенным ранее конфликтом, - и за пределами генетальной стадии, вплоть до самых преклонных лет. Теория развития Эго, сформированная Эриксоном, охватывает все жизненное пространство индивида (от младенчества до зрелости и старости); неслучайно ее иногда называют концепцией жизненного пути личности.
Центральное понятие для Э.Эриксона - понятие идентичности - (6, стр. 74). - приобретение психологических черт и особенностей поведения человека. ( 3, стр.46).
Личностная идентичность - набор черт или индивидуальных характеристик (постоянных или хотя бы преемственных во времени и пространстве, которая делает человека подбным самому себе и отличается от других людей, это «самая сердцевина, ядро личности».
Эго - идентичность - это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости (6, стр. 73) собственного Я.
Групповая идентичность - это чувство принадлежности к данной социальной жизни.
Эго - идентичность и групповая идентичность формируются пожизненно и согласованно. Приобретение эго - идентичности, становление Я - концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании. Один из важных механизмов формирования идентичности Эриксон считает; Ритуализацию - повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протяжении всей жизни.
В) Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности
Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию.
Кризис - это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адекватным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, балланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат - включение в ЭГО нового позитивного качества (например, инициативность или трудолюбие). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешимая задача переносится на следующую стадию, где справится с нею тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большого напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и разной скоростью - в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.
Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением - «зубчатое колесо жизненных циклов». Согласно закону согласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботится). Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений симметричны, что ( 6, стр. 74 - 75) отражено в его концепции взаимозависимости. По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате интеграции достижений формируется здоровая адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентефикаций». Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.
- Теория Эрика Эриксона
- Эпигенетическая теория эрика эриксона
- 7.1 Эго-теория личности э. Эриксона.
- I. Теория психосоциального развития э. Эриксона
- Эрик эриксон: эго-теория личности Биографический очерк
- Эрик Эриксон: эго - теория личности Биографический очерк
- Теорию Эриксона
- 11. Периодизация психического развития в теории э. Эриксона.