3.1 Возрастные особенности психического развития детей, поступающих в школу
Младший школьный возраст - важный период в жизни ребенка, в котором происходит формирование личности, развитие личностных механизмов поведения, начальный школьный период является периодом интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, зависит будущее ребенка.
В младшем школьном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью. Одной из особенностей младшего школьного возраста является повышение осознанности многих сторон личности ребенка.
Основываясь на работах И.В. Дубровиной, можно говорить о том, что тенденция развития типологических свойств такова: от большой слабости и инертности нервной системы в раннем возрасте к увеличению ее выносливости и подвижности по мере взросления. При этом встречаются дети, у которых возрастная слабость или инертность нервной системы сочетается с яркой индивидуальной выраженностью этих свойств.
Крайняя степень переутомления может выражаться в повышенной суетливости ребенка, нарастании возбуждения, нередки агрессивные выходки, бурные эмоциональные реакции, плач и т.д. Встречаются дети с противоположной картиной поведения: ребенок тихий, послушный. Однако на незначительные замечания может очень болезненно отреагировать, обидеться, заплакать. Это также является проявлением повышенной утомляемости, слабой нервной системой. Некоторые дети отличаются медлительностью, что иногда выражается в отказе от работы в условиях дефицита времени. Если погонять такого ребенка, он как бы впадает в ступор и не способен ничего делать. Такое поведение похоже на упрямство, но это чаще всего проявление инертности нервной системы. Согласно концепции Э. Эриксона, »этот возраст рассматривается как период передачи ребенку систематических знаний и умений, обеспечивающих приобщение к трудовой жизни и направленных на развитие трудолюбия. В этом возрасте у ребенка наиболее интенсивно развивается способность к овладению окружающей его средой. При позитивном исходе этой стадии развития у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неудачном исходе - чувство социальной психологической неполноценности».
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ, ИСПЫТЫВАЕМЫХ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
- 2. УСПЕШНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЮБОЙ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
- 3. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
- 3.1 Возрастные особенности психического развития детей, поступающих в школу
- 3.2 Процесс адаптации ребенка в школе
- 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПЕРВОКЛАСНИКА
- 4.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
- 4.1.1 Оценка устойчивости внимания
- 4.1.2 Исследование личностных особенностей
- 4.1.3 Методика Р. Жиля «Особенности характера ребенка и его поведения в семье и школе»
- 4.1.4 Методика «Интервью с родителями»
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- 2.3. Разработка психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе.
- 5. Адаптация первоклассника к школе.
- Работа по адаптации первоклассников.
- Адаптация первоклассников к школе.
- Составляющие школьной адаптации подробнее.
- §2. Адаптация первоклассников к школе
- Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению
- Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.