Авторитет родителей
И мать и отец выполняют специфические функции, необходимые для нормального развития детей, для их дальнейших установок и представлений , для всей жизни детей.
Часто образ матери в жизни ребенка связан с нежностью, лаской, добротой. Отец обычно олицетворяет собой мужество, требовательность, душевную стойкость, принципиальность. Соединенные в характере ребенка, эти качества дают личность сильную и цельную.
Среди многих вопросов семейного воспитания А.С. Макаренко особое внимание уделял авторитету родителей и дал классификацию его видов. Он говорил, что смысл авторитета заключается в том, что он не требует доказательств, а принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность.
Родителям, которые пользуются авторитетом у своих детей легче воспитывать. Необходимость авторитета родителей обусловлена объективными закономерностями формирования личности ребенка:
благодаря общению, ребенок превращается в полноценного человека,
наиболее характерной особенностью психики детей является способность к подражанию, стремление иметь перед собой образец поведения.
Общение с родителями – условие нормального развития ребенка. Ребенок, который может поделиться с родителями своими сомнениями, чувствами, растет уравновешенным, уверенным в собственных силах. Если же он не встречает внимания с их стороны, то это приводит к поискам заинтересованного лица на стороне.
Потребность в авторитете особенно велика у детей подросткового возраста. Как известно, в этом возрасте на нравственное развитие человека заметно оказывают влияние авторитеты, мнения и оценки сверстников. Но в решении жизненно важных вопросов подростки и юноши чаще ориентируются на мнение родителей. Но некоторые из них недооценивают своего влияния на детей. Это подтверждают результаты некоторых исследований, установивших тенденцию снижения престижа родителей в семейном воспитании. В результате дети подвергаются влиянию «авторитетов со стороны», с улицы. И нередко нормы морали, жизненные принципы, усвоенные на улице, оказываются сильнее семейных принципов и норм.
Виды авторитета.
В различных семья представления о родительском авторитете свое, далекое от правильного.
«Авторитет – это не талант, а хорошо организованное и трудное дело»
А.С. Макаренко
Многие родители цель авторитета видят в том, чтобы дети беспрекословно им подчинялись. Такое послушание облегчает жизнь родителей, но не бывает вечным. А если оно длительно, то результаты его не всегда радостны. Дети вырастают слабовольными, неспособными разобраться в сложностях жизни, принять самостоятельные решения.
Это ложный авторитет. Его виды:
подавление,
чванство,
авторитет красоты,
авторитет доброты, авторитет любви и т.д.
Подавление присуще, как правило, отцам. Главное – это страх, в котором отец держит семью. Такой авторитет воспитывает трусость, лживость и одновременно жестокость.
Потребность поучать, не учитывая происходящие изменения в развитии ребенка, считать себя последней инстанцией в решении всех вопросов, а при случае и физически наказать – характерные особенности ложного авторитета.
Ложный авторитет не всегда ставит своей целью беспрекословное подчинение детей воле родителей. В последние годы, в связи с молодетностью семей, широкое распространение получили авторитеты доброты и любви. Они основаны на постоянной уступчивости родителей. В таких семьях ребенок начинает командовать родителями, превращаясь в эгоиста и деспота. От чего страдают не только все окружающие, но и , в первую очередь, - он сам, так как окружающие не будут с ним столь же терпимы и услужливы.
Авторитет, во многом, подкрепляется доверием родителей своим детям, когда ребенок участвует в жизни взрослых, когда с ним обсуждают собственные проблемы, казалось бы не касающиеся самого ребенка.
Большое значение в организации семейного авторитета имеет нравственная атмосфера в семье, характер отношений между отцом и матерью. Отношения между родителями, тон и характер разговоров между ними, способы решения семейных проблем и конфликтов служат ориентиром в последующей жизни ребенка. Чаще всего, этот опыт переносится впоследствии и в собственную семейную практику.
Важным условие создания авторитета являются хорошие отношения между родителями и детьми, которые можно определить по стремлению детей быть рядом с родителями, делиться с ними, совместно выполнять определенную деятельность. Такое отношение к родителям возникает лишь тогда, когда они умеют уважать право детей на самостоятельные суждения и поступки, понимать душевное состояние сына или дочери, верить в умственные и нравственные силы ребенка.
Очень важно стремление родителей помочь ребенку в трудной ситуации, избегая назиданий и упреков. Умение поставить себя на место ребенка, понять его мотивы, его радости и огорчения, воздействовать на него, не унижая его достоинства, - все это во многом способствует прочности родительского авторитета.
- 1. Предмет психологии развития и возрастной психологии.
- 2. Основные задачи психология развития и возрастной психологии.
- 3. Категория «возраст» в психологии развития и возрастной психологии.
- 4. Связь возрастной психологии и психологии развития с другими областями психологии.
- 5. Категория «развитие» в психологии. Понятие онтогенез и филогенез.
- 6. Стратегия и методы исследования в психологии развития.
- 7. Стратегия наблюдения.
- 8. Проблема периодизации в отечественной и зарубежной психологии.
- 10.( Теория рекапитуляции)
- 11.( Теория префоризма к.Бюлера о трех ступенях детского развития)
- 12.( Теория социального научения в психологии развития)
- 14.(Основные понятия и стадии психосоциального развития и концепции э.Эриксона)
- 15. ( Принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка ж.Пиаже)
- 16.( Вклад л.С.Выготского в психологию развития)
- № 17 Роль среды и наследственности в психическом развитии ребенка (различные теоретические позиции).
- 21.Чувство взрослости и его виды
- Авторитет родителей
- №22 Психосексуальные стадии развития з.Фрейд
- 23 А.Фрейд и линии развития ребенка
- 24.Кляйн теория объектных отношений и позиции развития ребенка
- 25.Феноменология привязанности (Дж.Боулби) в развитии ребенка
- Тест Дж. Боулби в комнате с игрушками.
- 4 Типа привязанности согласно теории Боулби.
- Безопасные маленькие исследователи.
- Дети, которые избегают близости.
- Робкий и опасаетсся незнакомцев.
- Без готового ответ на стрессовые ситуации.
- Влияние отношений привязанности на последующую жизнь.
- 26.Д.Б. Эльконин: концепции и стадии развития
- Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- Сравнение периодизаций психического развития.
- 27.Развитие психики ребенка в перинатальном периоде
- 28.Психическое развитие и формирование личности в период новорожденности и младенчества
- 29. Психическое развитие и формирование личности в раннем детстве (1 год- 3 года)
- 30. Психическое развитие и формирование личности дошкольного возраста(3 года- 6,5 лет)
- 31. Психическое развитие и формирование личности в 6-7 лет и психологическая готовность к школе