logo
ответы 1-38

14.(Основные понятия и стадии психосоциального развития и концепции э.Эриксона)

Младенчество (оральная стадия) – доверие, недоверие. Важен оральный способ взаимодействия, который состоит не только в способности «получать через рот», но и через все сенсорные зоны. Рот - фокус отношения ребенка к миру лишь на самых первых ступенях его развития. Модус органа – «получать» отрывается от зоны своего происхождения и распространяется на другие сенсорные ощущения (тактильные, зрительные, слуховые и др.), и в результате этого формируется психическая модальность поведения – «вбирать». Прорезывание зубов Þ способность «вбирать» становится более активной и направленной. Она характеризуется модусом «кусать». Модус проявляется во всех видах активности ребенка, вытесняя собой пассивное получение. Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта», определяется качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях.

2. Ранний возраст (анальная стадия) – автономия, сомнение, стыд. Ребенок начинает ходить. Зона получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона создает два противоположных модуса - удержания и расслабления. Общество, придавая особое значение приучению ребенка к опрятности, создает условия для доминирования этих модусов, их отрыва от своего органа и преобразования в такие модальности поведения, как сохранение и уничтожение. Борьба за «сфинктерный контроль» в результате придаваемого ему значения со стороны общества преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение своего нового, автономного «Я». Возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру. Появление чувства стыда, связано с возникновением самосознания, стыд  предполагает, что субъект полностью выставлен на общее обозрение, и он понимает свое положение. Наказания и пристыживания ребенка за плохие поступки Þ ощущение того, что «глаза мира смотрят на него». Борьба чувства независимости против стыда и сомнения Þ установление соотношения между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. В конце стадии складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его стремление к автономии.

3. Возраст игры (фаллическая) – инициативность, чувство вины. Модусы вторжения и включения. Ребенок жадно и активно познает окружающий мир; в игре, создавая воображаемые, моделирующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками осваивает «экономический этос культуры», то есть систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание включиться в реальную совместную с взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Чувство инициативности имеет всеобщий характер. Агрессивное поведение ребенка неизбежно влечет за собой ограничение инициативы и появление чувства вины и тревожности. Так закладываются новые внутренние инстанции поведения - совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия. Именно на этой стадии развития, как ни на какой другой, ребенок готов быстро и жадно учиться.

4. Школьный возраст (латентная) – достижение, неполноценность. «Психосексуальный мораторий»: определенная дремотность инфантильной сексуальности и отсрочка генитальной зрелости, необходимой для того, чтобы будущий взрослый человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности. Опасность: чувства неадекватности и неполноценности. При благоприятных случаях фигуры отца и матери, их значимость для ребенка отходят на второй план, при появлении чувства своего несоответствия требованиям школы семья вновь становится убежищем для ребенка.

5. Подростковый возраст (латентная стадия) – идентичность, диффузия идентичности. Самый глубокий жизненный кризис. Формирование первой цельной формы эгоидентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: а) бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); б) озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; в) необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества. Подросток должен решить все старые задачи сознательно и с внутренней убежденностью, что именно такой выбор значим для него и для общества. Тогда социальное доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоенные умения создадут новую целостность личности. За кризисом следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия идентичности». Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе – «психический мораторий». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов, так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу социальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности.

Молодость – интимность, изоляция. Поиск спутника жизни, желание тесного сотрудничества с другими, стремление к близким дружеским связям с членами своей социальной группы. Нет боязни  утраты своего «Я» и обезличивания. Основой стремления к сближению с окружающими служит полное овладение главными модальностями поведения. Все рассмотренные модусы подчинены новому, целостному образованию эгоидентичности, появившемуся на предшествующей стадии. Опасность этой стадии представляет одиночество, избегание контактов, требующих полной близости. Появление зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой деятельности подготавливают переход на следующую стадию развития.

7. Зрелость – творчество, застои. Центральная стадия на взрослом этапе жизненного пути. Развитие личности продолжается в течение всей жизни, благодаря влиянию со стороны детей, которое подтверждает субъективное ощущение своей нужности другим. Производительность и порождение (продолжение рода) как главные положительные характеристики личности на этой стадии реализуются в заботе о воспитании нового поколения, в продуктивной трудовой деятельности и в творчестве. При неблагоприятной ситуации развития, - сосредоточенность на себе, которая приводит к  косности и застою, к личностному опустошению. Наступает физическая и психологическая инвалидизация личности Стремление к заботе о других, творческий потенциал, желание творить вещи, в которые вложена  частица неповторимой индивидуальности, помогает преодолеть возможное формирование самопоглощенности и личностное оскудение.

8. Старость – интеграция, разочарование в жизни. Достижение новой завершенной формы эгоидентичности. Составляющие состояния души целостной личности: все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; новая, отличная от прежней,  любовь  к  своим  родителям; приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Возникает мудрость (отстраненный интерес к жизни как таковой перед лицом смерти). Отсутствие этой личностной интеграции ведет к страху смерти. Возникает отчаяние, т.к. слишком мало времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, чтобы попытаться достичь личностной целостности иным путем.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы - это «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение. При воспитании ребенка нельзя забывать, что "негативные" чувства всегда существуют и служат динамическими противочленами "позитивных" чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону,- это "поворотные пункты", "моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой".

Этологи показали, что наиболее высокоорганизованные животные развивают в отношениях друг с другом систему ритуализированных действий, служащих фактически средством выживания для отдельных особей. Надо заметить, что у примитивных народов существует практика ежегодных ритуальных войн, служащих для предотвращения настоящей войны. На всех уровнях человеческих отношений в сущности есть ритуальные действия. В способности к ритуализации своих отношений и выработке новых ритуалов Э. Эриксон видит возможность создания нового стиля жизни, способного привести к преодолению агрессивности и амбивалентности в человеческих отношениях.

Ритуализация в человеческом поведении - это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для "Я" всех участников.

Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что сможет изменить жизнь; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ("унисекс"); презрение ко всему американскому и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу "хорошо там, где нас нет"). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление "стать ничем" как единственный способ самоутверждения.