10.( Теория рекапитуляции)
Рекапитуляции теория
– теория Э.Геккеля, согласно которой « онтогенез повторяет филогенез». Теория имеет весьма убедительные, неопровержимые эмбриологические подтверждения и, что также существенно важно, она указывает на появление психической активности у плода задолго до родов, в тот период внутриутробного развития, который в масштабах филогенеза соответствует многим сотням тысяч лет эволюции человека. Теория рекапитуляции не потеряла своего значения и в качестве эвристики для исследования различных проблем в эволюционной биологии и экспериментальной психологии. [лат. recapitulatio — сжатое повторение] — концепция , разработанная американским психологом С. Холлом, которая, модифицируя биогенетический закон Э. Геккеля (1866), распространяет его действие на психическое развитие детей. Исходя из Р. т. Холл доказывал, что ребенок в своем развитии повторяет все стадии развития психики , которые прошло человечество. Порядок и скорость прохождения каждой стадии врождены и заданы генетически, а потому при формировании индивидуальной психики невозможно ни миновать какую-то стадию, ни перейти на следующую ступень раньше определенного времени. На этом основании Холл делает вывод о том, что именно уровень психического развития должен определять содержание и форму обучения, которое полностью от него зависит. Механизмом, который способствует переходу с одной стадии развития на другую, является игра . На основании Р. т. Гетчинсон разработал периодизацию психического развития, в которой критерием деления на возрастные этапы явился способ добывания пищи. В дальнейшем Р. т. разрабатывалась Клапаредом, Штерном, Блонским и другими психологами, которые, разделяя положение о связи между онтогенетическим и филогенетическим развитием, отвергали идею Холла о врожденном характере этой зависимости. С точки зрения этих ученых, данная связьопределяется общей логикой развития психики в фило- и онтогенезе, а потому жестко зафиксирован только порядок прохождения стадий, но не скорость их прохождения, которая может варьироваться в некоторых пределах (хотя и достаточно ограниченных). О.А.Карабанова
- 1. Предмет психологии развития и возрастной психологии.
- 2. Основные задачи психология развития и возрастной психологии.
- 3. Категория «возраст» в психологии развития и возрастной психологии.
- 4. Связь возрастной психологии и психологии развития с другими областями психологии.
- 5. Категория «развитие» в психологии. Понятие онтогенез и филогенез.
- 6. Стратегия и методы исследования в психологии развития.
- 7. Стратегия наблюдения.
- 8. Проблема периодизации в отечественной и зарубежной психологии.
- 10.( Теория рекапитуляции)
- 11.( Теория префоризма к.Бюлера о трех ступенях детского развития)
- 12.( Теория социального научения в психологии развития)
- 14.(Основные понятия и стадии психосоциального развития и концепции э.Эриксона)
- 15. ( Принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка ж.Пиаже)
- 16.( Вклад л.С.Выготского в психологию развития)
- № 17 Роль среды и наследственности в психическом развитии ребенка (различные теоретические позиции).
- 21.Чувство взрослости и его виды
- Авторитет родителей
- №22 Психосексуальные стадии развития з.Фрейд
- 23 А.Фрейд и линии развития ребенка
- 24.Кляйн теория объектных отношений и позиции развития ребенка
- 25.Феноменология привязанности (Дж.Боулби) в развитии ребенка
- Тест Дж. Боулби в комнате с игрушками.
- 4 Типа привязанности согласно теории Боулби.
- Безопасные маленькие исследователи.
- Дети, которые избегают близости.
- Робкий и опасаетсся незнакомцев.
- Без готового ответ на стрессовые ситуации.
- Влияние отношений привязанности на последующую жизнь.
- 26.Д.Б. Эльконин: концепции и стадии развития
- Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- Сравнение периодизаций психического развития.
- 27.Развитие психики ребенка в перинатальном периоде
- 28.Психическое развитие и формирование личности в период новорожденности и младенчества
- 29. Психическое развитие и формирование личности в раннем детстве (1 год- 3 года)
- 30. Психическое развитие и формирование личности дошкольного возраста(3 года- 6,5 лет)
- 31. Психическое развитие и формирование личности в 6-7 лет и психологическая готовность к школе