5. Категория «развитие» в психологии. Понятие онтогенез и филогенез.
В краткой философской энциклопедии (1994) категория "развитие" определяется как "закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; собственно "развертывание" до сих пор "свернутого", выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию, особенно в смысле восхождения от низшего и малозначащего к высшему и полноценному. Развитие бывает экстенсивным, то есть проявлением и увеличением уже имеющегося, и интенсивным, то есть возникновением качественно новых форм. С другой стороны, развитие бывает экзогенным, то есть определяемым только извне, или эндогенным, источник которого находится внутри самого развивающегося".
Особо необходимо отметить, что данное определение позволяет трактовать категорию развития очень многозначно. Оно содержит возможность понимания развития как "развертывания" уже существующего, но "свернутого", еще не проявленного. Кроме того, принцип восхождения от низшего к высшему не требует обязательного появления новых форм, более сложных из более простых, но может предполагать качественное преобразование одной единственной формы.
Познакомимся также с определением категории "развитие", приведенном в учебном пособии "Психология развития человека"(В.И.Слободчиков, Е.М.Исаев, 2000). Развитие – универсальное свойство материи и сознания (то есть "природы" в богословском понимании), проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры". Обратим внимание на то, что и здесь речь идет об изменении, о появлении нового состояния прежней формы, но отнюдь не об обязательном появлении новых форм. Авторы подчеркивают, что в русском языке существует множество слов, близких по значению к слову "развитие": становление, рост, преобразование, формирование, возвышение, совершенствование, усложнение, созревание. В психологии говорят о развитии во множестве аспектов: аномальном, возрастном, духовном, индивидуальном, нормальном, социальном, а также о периодизации развития, о новообразованиях, ситуациях, условиях, формах развития. Говорят о развитии способностей, функций, органических структур, свойств человека.
Наличие в языке различных терминов, фиксирующих реальность развития, показывает неоднозначность и многоплановость его проявлений. Основанием многообразия феноменов развития является сложность и многосторонность самого человека. В "Психологии развития человека" авторы различают телесную, душевную и духовную стороны бытия. Относительно каждой из этих сторон можно говорить о развитии. Категория "развитие" одновременно удерживает и совмещает в себе три достаточно самостоятельных процесса:
становление – как созревание и рост; переход от одного определенного состояния к другому – более высокого уровня; как единство уже осуществленного и потенциально возможного; как единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития;
формирование – как оформление (обретение формы, а не формовка по заданному штампу) и совершенствование (обретение совершенного, предсуществующего в культуре образца);
преобразование – как саморазвитие и смена основного жизненного вектора; как преображение – кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с некоторой иерархией ценностей и смыслов бытия человека.
Онтогенез – это индивидуальное развитие организма, в ходе которого происходит преобразование его морфофизиологических, физиолого-биохимических и цитогенетических признаков. Говоря более простым языком, онтогенез или индивидуальное развитие –это период времени, который длится с момента зачатия и заканчивается в момент смерти.
Поэтому в онтогенезе выделяют 2 периода развития: эмбриональный и постэмбриональный. В ходе эмбрионального периода эмбрион человека находится в полости матки матери, где получает все необходимые питательные вещества и кислород, а также отдает продукты обмена. Такой обмен веществ между материнским организмом и эмбрионом становится возможен благодаря наличию специального органа – плаценты.
Филогенез- историческое развитие живых организмов: как всего органического мира Земли, так и отдельных таксонов (от царств до видов). Термин «филогенез» ввел Э. Геккель в 1866 г. Раздел биологии, изучающий филогенез и его закономерности, называется филогенетикой. Исследование филогенеза и реконструкция его необходимы для развития общей теории эволюции и построения естественной системы организмов; выводы филогенетики важны также для исторической геологии и стратиграфии. Часто термин «филогенетический» используется как синоним термина «эволюционный»; однако следует иметь в виду, что филогенетика изучает не механизмы эволюции, а лишь констатирует родственные связи между таксонами. Выражение «филогенетические преобразования» следует понимать как преобразования в ходе исторического развития группы организмов.
- 1. Предмет психологии развития и возрастной психологии.
- 2. Основные задачи психология развития и возрастной психологии.
- 3. Категория «возраст» в психологии развития и возрастной психологии.
- 4. Связь возрастной психологии и психологии развития с другими областями психологии.
- 5. Категория «развитие» в психологии. Понятие онтогенез и филогенез.
- 6. Стратегия и методы исследования в психологии развития.
- 7. Стратегия наблюдения.
- 8. Проблема периодизации в отечественной и зарубежной психологии.
- 10.( Теория рекапитуляции)
- 11.( Теория префоризма к.Бюлера о трех ступенях детского развития)
- 12.( Теория социального научения в психологии развития)
- 14.(Основные понятия и стадии психосоциального развития и концепции э.Эриксона)
- 15. ( Принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка ж.Пиаже)
- 16.( Вклад л.С.Выготского в психологию развития)
- № 17 Роль среды и наследственности в психическом развитии ребенка (различные теоретические позиции).
- 21.Чувство взрослости и его виды
- Авторитет родителей
- №22 Психосексуальные стадии развития з.Фрейд
- 23 А.Фрейд и линии развития ребенка
- 24.Кляйн теория объектных отношений и позиции развития ребенка
- 25.Феноменология привязанности (Дж.Боулби) в развитии ребенка
- Тест Дж. Боулби в комнате с игрушками.
- 4 Типа привязанности согласно теории Боулби.
- Безопасные маленькие исследователи.
- Дети, которые избегают близости.
- Робкий и опасаетсся незнакомцев.
- Без готового ответ на стрессовые ситуации.
- Влияние отношений привязанности на последующую жизнь.
- 26.Д.Б. Эльконин: концепции и стадии развития
- Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- Сравнение периодизаций психического развития.
- 27.Развитие психики ребенка в перинатальном периоде
- 28.Психическое развитие и формирование личности в период новорожденности и младенчества
- 29. Психическое развитие и формирование личности в раннем детстве (1 год- 3 года)
- 30. Психическое развитие и формирование личности дошкольного возраста(3 года- 6,5 лет)
- 31. Психическое развитие и формирование личности в 6-7 лет и психологическая готовность к школе