logo
ответы 1-38

31. Психическое развитие и формирование личности в 6-7 лет и психологическая готовность к школе

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Ребенок начинает без всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети кривляются, паясничают или гримасничают и раньше. Но в 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет. В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л.С. Выготский определил как утрату детской непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. По внешнему поведению ребенка взрослые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент - ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, «как надо».

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К.Н. Поливановой (1994). По ее данным, на 7-м году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок без всяких проблем выполнял режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, как бы игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляются непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам.

Как отмечает К.Н. Поливанова, все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями. Дети как бы перестают слышать или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых. До определенного времени данные правила были нераздельной частью целостного отношения к близкому взрослому. Но в конце дошкольного возраста эти правила становятся для ребенка воплощением обыденного, «детского», не им установленного способа жизни. Он начинает видеть этот образ жизни со стороны и относиться к нему определенным образом. В первый момент отношение к правилу, заданному не им, а взрослым, оказывается отрицательным, а первая реакция на него - нарушение. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять позицию взрослого. В привычной ситуации он пытается нарушить выполнявшиеся им ранее правила, чтобы утвердить себя в новой роли.

Однако отношение к привычной ситуации становится возможным только в том случае, если перед ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на свою обыденную жизнь и оценивать ее. Именно это и происходит в период кризиса семи лет. Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемости» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Негативные проявления в поведении ребенка в этом (как и во всяком другом) переходном периоде являются лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.

Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Если раньше, в дошкольном детстве, ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с непосредственной помощью взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности.

Прежде всего, ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. Выготский подчеркивал существенную разницу между переживанием тех или иных чувств (радости, обиды, огорчения и пр.) и знанием, что я их переживаю («я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»), В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребенка.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, происхождением планет, жизнью в других странах, морально-этическими вопросами и пр. Возникновение интереса к общим вопросам свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка, его стремлении найти свое место в широком мире.

Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Он входит в новую общность людей и устанавливает контакты с новым кругом взрослых (воспитателями детского сада, соседями, знакомыми родителей, врачами, руководителями секций и пр.). Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.

Вхождение в новую общность требует изменения характера общения ребенка с окружающими. В сфере контактов со взрослыми складывается внеситуативное, «внеконтекстное общение», главной чертой которого является произвольность, подчиненность правилу. В таком общении ребенок должен понимать, как нужно вести себя с воспитателем, врачом, продавцом в магазине, и в соответствии с этим вступать в разные контакты с разными взрослыми. В этих контактах ребенок должен действовать не под влиянием своих сиюминутных побуждений, а с учетом правил, условий, целей и других моментов, задающих контекст ситуации.

Характер общения со сверстником к концу дошкольного возраста также преобразуется. Во-первых, в отношениях детей усиливается субъектное начало, которое делает возможными интимные и устойчивые контакты между ними, не зависящие от конкретной ситуации и от ситуативных проявлений детей. Появляются дружба, привязанность, забота о другом и пр. Во-вторых, общение детей все более опосредуется правилами, принятыми в детских сообществах. Помимо правил совместной игры, начинают работать правила, регулирующие детские отношения: правила очередности, справедливости и др.

Вхождение в новую, более широкую социальную общность становится главным смыслом жизни 7-летнего ребенка. Одобрение и признание, идущие от членов этой новой общности, выступают для ребенка показателями того, насколько успешно происходит процесс вхождения в нее. Чтобы заслужить признание, ребенок должен вести себя согласно правилам, формирующим обращенные к нему ожидания. Однако обычно эти правила не оформлены в четкие сознательные инструкции, а существуют в форме конкретной социальной роли. Ребенок стремится стать исполнителем той роли, которая предлагается ему новой общностью и которую он сам берет на себя.

В связи с этим особую содержательную наполненность приобретает для детей их будущее. Т. В. Ермолова и И. С. Комогорцева, исследовавшие временной аспект образа себя у дошкольников, выявили, что в 7-летнем возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Именно эти возрасты кажутся детям наиболее счастливыми и желанными. Причем в 7 лет дети впервые начинают выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный статус и пр.). Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, начальника, ветеринара, мамы и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве выступает у семилеток в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель.

Все это дает возможность говорить о том, что одним из главных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности. В современных условиях стремление 6-7-летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.

Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является очень большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной психологии. Особенно широко эта проблема встала в нашей стране в связи с переходом к обучению в школе с 6 лет. Ей посвящено множество исследований и монографий (В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова, Г.М. Иванова, Н.И. Гуткина, A.J1. Венгер, К.Н. Поливанова и др.).

В качестве составных компонентов психологической готовности к школе обычно рассматривается личностная (или мотивационная), интеллектуальная и волевая готовность.

Личностная, или мотивационная, готовность к школе включает стремление ребенка к новой социальной позиции школьника. Эта позиция выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе как к ученику.

Фигура учителя для 6-7-летнего ребенка исключительно важна. Это первый взрослый, с которым ребенок вступает в общественные отношения, не сводимые к непосредственно-личным связям, а опосредованные ролевыми позициями (учитель-ученик). Родители не являются для ребенка носителями нового образа жизни и новой социальной роли.

Только в школе вслед за учителем ребенок готов исполнить все, что требуется, без всяких возражений и обсуждений.

В исследовании Т.А. Нежновой изучалось формирование внутренней позиции школьника. Эта позиция, согласно Л.И. Божович, является главным новообразованием кризисного периода и представляет собой систему потребностей, связанных с новой общественно значимой деятельностью - учением. Эта деятельность олицетворяет для ребенка новый, более взрослый образ жизни. В то же время стремление ребенка занять новую социальную позицию школьника далеко не всегда связано с его желанием и умением учиться.

Интересный подход к пониманию готовности к школе осуществлен в работе А.Л. Венгера и К.Н. Поливановой (1989). В этой работе в качестве главного условия школьной готовности рассматривается способность ребенка выделить для себя учебное содержание и отделить его от фигуры взрослого. Авторы показывают, что в 6-7 лет ребенку открывается лишь внешняя, формальная сторона школьной жизни. Поэтому он тщательно старается вести себя «как школьник», т. е. сидеть ровно, поднимать руку, вставать во время ответа и пр. Но что говорит при этом учитель и что нужно отвечать ему - не так уж важно. Для ребенка седьмого года жизни любое задание вплетено в ситуацию общения с учителем. Ребенок видит в нем главное действующее лицо, часто не замечая самого учебного предмета. Главное звено - содержание обучения - при этом выпадает.

Совершенно необходимым условием школьной готовности является развитие произвольного поведения, которое обычно рассматривается как волевая готовность к школе. Школьная жизнь требует от ребенка четкого выполнения определенных правил поведения и самостоятельной организации своей деятельности. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном готовности к школьному обучению.

Обучение в школе предъявляет серьезные требования к познавательной сфере ребенка. Он должен преодолеть свой дошкольный эгоцентризм и научиться различать разные стороны действительности.

Ребенок должен видеть в предмете его отдельные стороны, параметры - только при этом условии можно переходить к предметному обучению. А это, в свою очередь, предполагает овладение средствами познавательной деятельности: сенсорными эталонами в сфере восприятия, мерами и наглядными моделями и некоторыми интеллектуальными операциями в сфере мышления. Это дает возможность опосредованного, количественного сравнения и познания отдельных сторон действительности. Овладевая средствами выделения отдельных параметров, свойств вещей и своей умственной деятельности, ребенок осваивает общественно выработанные способы познания действительности, что и составляет существо учения в школе.

Важным аспектом умственной готовности к школе являются также умственная активность и познавательные интересы ребенка: его стремление узнать что-то новое, понять суть наблюдаемых явлений, решить умственную задачу. Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в их учебной деятельности. Учебное содержание и учебная задача должны быть не просто выделены и поняты ребенком, но должны стать мотивом его собственной учебной деятельности. Только в этом случае можно говорить об их усвоении и присвоении (а не о простом выполнении заданий учителя). Но здесь мы возвращаемся к вопросу о мотивационной готовности к школе. Таким образом, разные аспекты школьной готовности оказываются связанными между собой.

32. Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования , новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях. Социльная ситуация в младшем школьном возрасте: 1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. 3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам). 4. Мотивация достижения становится доминирующей. 5. Происходит смена референтной группы. 6. Происходит смена распорядка дня. 7. Укрепляется новая внутренняя позиция. 8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность. Однако личностное развитие происходит и в рамках выполнения других видов деятельности (игровой, трудовой, общения). Именно в различных видах деятельности формируются деловые качества, развивается мотивационная сфера. Одним из наиболее значимых мотивов в жизни человека является мотив достижения успеха. Для того чтобы он развивался и закреплялся, необходимы такие личностные качества: 1) безграничное доверие к взрослым, прежде всего (особенно в первом классе) к учителям. От того, как взрослые оценивают ребенка, зависит формирование его самооценки, которая у младших школьников уже может завышенной, заниженной, адекватной; 2) способность к сознательной постановке цели и волевой регуляции своего поведения. Младший школьник уже может управлять поведением, руководствуясь отдаленной целью; 3) адекватная или умеренно завышенная самооценка и высокий, но реальный, уровень притязаний. Уровень притязаний может определяться как учебными успехами, так и положением в группе сверстников. Ребенок с высоким социальным статусом, как правило, имеет адекватную самооценку. На протяжении младшего школьного возраста к ребенку приходит понимание того, что недостаток какой-либо способности может быть восполнен за счет прилагаемых усилий. В младшем школьном возрасте совершенствуются такие значимые личностные качества, как трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие формируется в результате прикладываемых усилий при выполнении учебных и трудовых заданий и получении за успехи поощрений со стороны взрослых. Важно, чтобы система поощрений была ориентирована не на относительно легкие достижения, а на те, которые были полностью добыты в результате прилагаемых усилий. Младший школьный возраст можно считать переломным для формирования самостоятельности. С одной стороны, ребенок еще полностью зависим от взрослого, с другой — слишком раннее предоставление самостоятельности может спровоцировать непослушание и закрытость. Для развития самостоятельности можно использовать следующие приемы: 1) больше доверять ребенку, поручая самостоятельное выполнение заданий; 2) поощрять стремление к самостоятельности; 3) поручать выполнение домашних дел при минимальной помощи взрослого; 4) поручать такие дела, выполняя которые, ребенок становится лидером для других людей. В младшем школьном возрасте быстрыми темпами развиваются как общие, так и специальные способности, причем очень велики индивидуальные различия между детьми. В этом возрасте взрослые еще могут активно воздействовать на ребенка, так как значимыми мотивами остаются получение признания и одобрения со стороны взрослого, стремление заслужить высокую оценку с его стороны. К концу этого возрастного периода все большее значение приобретают взаимоотношения со сверстниками, поэтому можно использовать следующие методы воздействия: публичное одобрение в присутствии одноклассников достижений и поступков, соревнование со сверстникам

33.Психические особенности развития ребенка и формирования личности в подростковом (10-15 лет) возрасте Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен. Пубертатный кризис подразумевает биологические и физиологические изменения, связанных с развитием соматических и половых функций. Кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствие на пути своего удовлетворения и таким образом оказываются нереализованными. Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переходным периодом от детства к зрелости. Психофизиологические изменения. Изменяются размеры тела, наступает отчётливое ускорение роста. При этом организм подростка развивается гетерохронно: резкое развитие одних органов может быть не согласовано с изменением других. Гормональная регуляция занимает центральное место в половом созревании подростка. Начало полового созревания у мальчиков: 12-13 лет, у девочек – 11-12 лет. Сильные гормональные изменения оказывают влияние и на психическое состояние человека, вызывая депрессию или агрессию. Биологическое созревание подростка оказывает значительное влияние на формирование психологических функций, подготавливает кризис подросткового возраста и обуславливает изменение личности подростка. ^ Психические изменения. Познавательная сфера. В подростковом возрасте В когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и формальному мышлению. Память, внимание, воображение приобретают самостоятельность, произвольность. Эмоционально-волевая сфера. Переходный возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, странности, страстности, частой смене настроений и т.д. Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Эмоциональные реакции и поведение подростков зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Эмоции подростков отличаются большой силой и низкой степенью управляемости. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. При встрече с трудностями возникает сильное чувство противодействия, подросток бросает дело, реже – становится настойчивее. У подростков сильные эмоции часто блокируют разумное решение. Психологические особенности подросткового возраста могут приобрести, при резкой выраженности, «подростковый комплекс», а обусловленный ими нарушения поведения проявляются как «пубертатный криз». Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием, желанием быть признанным и оцененным другими. Нравственная сфера. Нормы поведения подростков определяются требованиями со стороны родителей и учителей. И все же правила поведения детей в отрочестве в большей степени зависят от нормативов референтной группы сверстников. Моральные убеждения вырабатываются постепенно. Решающую роль в их формировании играет личный опыт морального выбора, сложившиеся в детстве нравственные привычки и чувства, пример значимых взрослых, требования коллектива сверстников. Одновременно с системой моральных ценностей у человека складывается система взглядов на общество и мир, на действительность, на самого себя и других людей. Одним из центральных моментов при этом является поиск смысла жизни. При нарушении позитивных взаимоотношений возникают трудности в поведении. ^ Развитие личностной сферы Развитие самосознания. Старший подростковый возраст – возраст кризиса а, следовательно, особенно уязвимый. В этот период происходят значительные перемены не только на физиологическом уровне, но и в душевной организации взрослеющего человека. «Образ Я», создаваемый в «муках самотворчества», определяет психологическое и социальное самочувствие подростка, его веру, надежду, волю. Данный период является сензитивным для формирования ценностных ориентаций как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения, и отношения к окружающей действительности. У подростков появляется вопрос: «Кто я? На что я годен?» Развитие личности происходит через межличностные отношения. Для подростков наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным: - умение познакомиться с понравившимся человеком; - свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы; - ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, может высказать свои мысли и выразить чувства. Одной из главных особенностей переходного возраста становится формирование самосознания. В течение этого периода ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к миру и самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь Наиболее сложным в старшем подростковом возрасте является новообразование, которое представляет собой идентичность. Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Проблемной ситуацией в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. «Я – концепция» - это «теория самого себя», или установка относительно собственной личности – имеет более динамический, изменчивый характер, нежели «Я – идентичность». Различаются две формы «Я – концепции»: реальная и идеальная. Реальная – представление о себе (необязательно реалистичное), собственная оценка. Идеальная «Я – концепция» - это самооценка в координатах, «каким бы я хотел быть». Источник бурных переживаний заключается в различии между реальной и идеальной самооценками, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Большое влияние здесь имеет неадекватное представление о своём физическом облике, что может привести к развитию комплекса неполноценности. Важным механизмом самосознания является личностная рефлексия – осознание своего внутреннего мира. Параллельно происходит и понимание внутреннего мира других людей. Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания является стержневой особенностью личности, её структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Часто в противовес чувству взрослости у подростков проявляется инфантилизм – незрелость личности. В основном он порождается гиперопекой, поздним половым созреванием. Признаки инфантилизма: 1. Импульсивность и незавершённость действий. 2. Неспособность объяснить причины своих поступков. 3. Неспособность планировать свою деятельность. 4. Неспособность брать на себя ответственность. В подростковом возрасте происходит расширение жизненного пространства (интерес к путешествиям, расширение социального окружения). Существенная трансформация жизненного пространства происходит во временном измерении. У подростка появляется будущее, жизненная перспектива. Это становится одним из фундаментальных факторов развития личности. Суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды. К ним относятся реакции эмансипации, группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби – реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из – под опеки, контроля, покровительства старших – родных, учителей, наставников, представителей старшего поколения вообще. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение собственной личности. Крайней формой проявления реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество, когда они обусловлены желанием «пожить своей жизнью». Другая специфическая поведенческая реакция подросткового возраста – реакция группирования со сверстниками, которая у несовершеннолетних принимает почти инстинктивные формы. Реакция увлечения составляют важнейшую черту характера несовершеннолетних. Подростковый возраст без увлечений подобен детству, без игр. Увлечения представляют собой особую категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, с одной стороны, и наклонностей и интересов – с другой. В отличие от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью, средством. Подростковые хобби имеют не только диагностическое, но и реабилитационное значение. Увлечения могут служить ключом для первого контакта при индивидуальной психотерапии или использоваться как самостоятельный психотерапевтический метод – хобби – терапия. Следующий тип подростковых реакций – это реакции, обусловленные сексуальным влечением. Сюда могут быть отнесены не только непосредственные проявления сексуальной активности; встречаются и нарушения поведения, не имеющие сексуальной окраски, но которые в действительности должны быть отнесены к этому типу реакций (некоторые случаи избирательной агрессии, демонстративных суицидальных действий). Все вышеперечисленные специфические подростковые реакции – эмансипация, группирования, увлечения, сексуальные стремления, могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения поведения (психологические и непсихологические). Они становятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если к ним присоединяются невротические расстройства, а также, если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию. Сходные критерии могут быть применены в отношении определения патологического характера подростковых поведенческих реакций. Патологическая реакция отличается от нормального поведения следующими признаками: 1) склонностью к генерализации, т.е. способностью возникать в самых разных ситуациях и вызываться самыми различными, в том числе неадекватными поводами; 2) склонностью приобретать свойство патологического стереотипа, повторяя по разным поводам один и тот же поступок; 3) склонностью приводить к социальной дезадаптации. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. С одной стороны, в общении с товарищами подростки проявляют стремление во что бы то ни стало стать такими, как все, с другой стороны – желание выделиться. При этом самооценка зависит от мнения референтной группы. В общении со взрослыми появляются новые черты – стремление к независимости, уважению, серьёзному отношению со стороны взрослых. Если взрослые меняют систему взаимоотношений с подростками, учитывая появившееся чувство взрослости, тогда отношения строятся на новой основе без каких-то кризисов. Слабость и неудачливость в какой-либо области подросток старается компенсировать успехами в другой. Часто встречается гиперкомпенсация. Особенности поведения подростков: 1. Школа и родители отходят на второй план и не оказывают такое влияние на развитие, как раньше. 2. Возникает потребность побыть наедине с собой. 3. Появляются секреты от других. 9. Психические особенности личности в зрелом возрасте

34. Юность – один из главных этапов в жизни человека. Это переходный этап к взрослости, от течения и новообразований которого зависит дальнейшее развитие личности. Именно поэтому знание особенностей данного периода имеет очень важное значение как для психологов и педагогов, так и для заурядной личности.

В зарубежной психологии исследованиями особенностей юношеского возраста занимались: становлением идентичности (Э. Эриксон, Д. Марсиа), Я-концепции (Р.Бернс), развитием мотивов самоактуализации (Е.Шостром) и др..

Юность – завершающий этап формирования личности. По возрастной периодизации юношеский возраст делят на две части: ранняя юность (14,5-15 – 17 лет) и старший юношеский возраст (18 – 25 лет). В юности у молодого человека возникает проблема выбора ценностей. Юноша стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Именно в раннем юношеском возрасте главным новообразованием является открытие собственного Я, развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установка на сознательное построение собственной жизни.

Самосознание в раннем юношеском возрасте структурируется вокруг полового развития личности (Л.Божович, М.Боришевський, И.Кон). Юноши и девушки пытаются достичь автономии. При этом разграничивается поведенческая автономия, эмоциональная автономия, моральная и ценностная автономия.

Важной особенностью психического развития личности в раннем юношеском возрасте является становление самосознания, которое происходит как открытие своего неповторимого внутреннего мира, индивидуальности своей личности, осознание необратимости времени, формирование целостного представления о себе.

Важным признаком самосознания личности в ранней юности является самоуважение – обобщенное отношение человека к себе, степень принятия или непринятия себя как личности, которая проявляется в удовлетворении собой, чувстве собственного достоинства, положительном отношении к себе, согласовании своего Я-реального с Я-идеальным. В юношеском возрасте происходят изменения в целостном восприятии образа «Я».

Это отражается в следующих моментах:

1) с возрастом изменяются когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа «Я». 2) усиливается интегративная тенденция, от которой зависят внутренняя последовательность, цельность образа «Я». 3) устойчивость образа «Я» со временем меняется. Взрослые описывают себя более последовательно, чем юноши, подростки, дети. Самоописание взрослых меньше зависит от ситуативных, случайных обстоятельств.

Итак, юность – один из важнейших этапов в развитии личности. Новообразования данного периода является важной базой для дальнейшего развития уже взрослого человека.

35. Молодость (18-20 - 30 лет).

В молодости впервые выстраивается жизненная стратегия, опирающаяся на рефлексию, и соотнесение своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста.

Жизненный путь, намеченный для себя личностью, представляет собой не просто набор фиксированных желаемых жизненных позиций, но некоторую гибкую линию, связанную с реализацией своих ожиданий во времени, соотносимую с рефлексией наличных возможностей. В молодости стратегии жизни могут быть разнообразными. Один человек может сразу определить свою жизненную линию и профессиональную перспективу и упорно реализоваться в ней, другой предпочтет попробовать себя в разных качествах, намечая разные перспективы реализации, и только после этого определит для себя главнейшие позиции. Один видит свои перспективы только при обеспеченном "тыле" и старается либо подольше не отрываться от родительской семьи, либо сразу решить для себя задачу создания собственной семьи и рождения ребенка; другой может хотеть подольше сохранять личную свободу для того, чтобы сначала утвердить себя, посмотреть мир, "встать на ноги" и т.п.

Молодость - время серьезной и большой любви, поиска спутника жизни, создания семьи. Молодые люди психологически готовы к близости, нуждаются в другом человеке, в социальной взаимности. Поиск партнера и вступление в брак - одно из средств ее достижения и одна из важных задач, решаемых молодостью.

Молодость дает опыт способности любить, формирует понимание, что любовь - это не только отношение к какому-то конкретному человеку, но и более общая установка, ориентация характера, определяющая отношение человека к миру в целом, а не только к "объекту" любви. Однако большинство молодых людей связывают ее только с объектом, но не с собственной способностью любить.

36. Взрослость характеризуется психологами как годы «пик», как оптимум для профессиональных и интеллектуальных достижений, как период интеграции многообразных связей и отношений с другими людьми, накопления сравнительно постоянных материальных средств, лидерство в различных видах деятельности и старшинство по возрасту среди своих сотрудников.

Перед взрослым человеком стоит задача добиться социального и профессионального продвижения и достичь поставленных жизненных целей. Какого человека можно считать взрослым? Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться – достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26-30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет. Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически – с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки. В третьих, взрослость – категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, переживания себя относящимся к определенной возрастной когорте. В стадии взрослости развитие человека зависит от целого ряда факторов: степени и продуктивности его социальной активности, достигнутого им статуса, особенностей протекания предыдущих стабильных и критических периодов. Взрослому человеку свойственны взвешенные оценки своих возможностей. Он ставит конкретные жизненные цели и имеет все возможности их достижения. Этот возраст переживается как апогей жизни. К окончанию ступени индивидуализации (по периодизации В.И.Слободчикова) складывается целостная самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как целого, жизни как решаемой задачи. Стабилизация основных психологических структур, ценностных ориентаций, уровня притязаний сопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности образа Я. Под влиянием целей и условий труда формируется профессиональный тип личности с характерной для него манерой деятельности, общения и поведения, установками и интересами. Человек становится и субъективно осознает себя единственным в своем роде, уникальной и неповторимой личностью.

37. Средняя зрелость - это поиск ответов на основные вопросы о сущности жизни, осуществления желаний. Это период переоценки целей и притязаний, способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, желание повлиять на будущее, стать творческой личностью, профессионалом. Одновременно это пора сомнений относительно продолжения выбранного пути, страх снижение работоспособности, что увеличивает потребность в новых ценностях. Наблюдаются различия между действительностью и желаниями, человек находится как бы на перепутье и от того, какой выбор он сделает теперь, будет определяться его дальнейшая жизнь.

Период кризиса середины жизни может дать несколько вариантов поведения:

С целью успешного преодоления кризиса середины жизни, следует проанализировать свои цели (самоанализ) и переоценить собственные ресурсы, расширять кругозор, пересмотреть и скорректировать жизненный курс под новым углом видения, когда вырисовываются цели, которые раньше были скрыты.

Середина и вторая половина жизни должны иметь собственную значимость, иначе они почти не будут отличаться от первой половины и чем-то ее напоминать.

Р. Пекк выделяет четыре под кризиса, решение которых служит необходимым условием для развития аутентичной генеративности:

Считается также, что для ощущения удовлетворения периодом середины жизни человеку необходимо добиться выполнения следующих задач:

38. Период поздней зрелости дает варианты поведения:

Можно вести речь о психологической, личностной, социальной, социально-психологической зрелости.

Основные аспекты поздней психологической зрелости личности:

Личностная зрелость связана с отношением человека к себе и собственной деятельности, с проявлением активности в социуме, творческим решением жизненных планов и поставленных задач.

Находясь на разных уровнях развития (зависимость, независимость, взаимозависимость), люди по-разному проявляют личностную зрелость. При определенных обстоятельствах может иметь место полная или частичная зависимость в системе взаимосвязей «взрослый - ребенок» (речь идет о нормативном поведении и его нарушении, связанным с особенностями характера индивида) или контр зависимость как особенность определенного этапа социализации (борьба за независимость).

Полной независимости в структуре социальных отношений достичь невозможно, ведь жить в социуме и быть свободным от социальных контактов одновременно нельзя: человек так или иначе требует взаимодействия и общения, отсутствие которых вызывает и актуализирует проблему одиночества, аутизма (от гр. autos – сам; крайняя форма психологического отчуждения), что выражается в отходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружением в мир собственных переживаний. Уровень взаимозависимости является самым благоприятным для развития личностной зрелости.

Он является оптимальным вариантом для проявления социально-психологической зрелости индивида, основными показателями которого является его умение говорить правду, отстаивать свою позицию, объединять собственные коммуникативные возможности с требованиями социального окружения, его нормами и правилами поведения, способность преодолевать коммуникативные барьеры и решать конфликтные ситуации и т.д.

38 В поздней зрелости наблюдается резкое расхождение разных линий онтогенеза, различия его содержания в зависимости от индивидуально-личностностных особенностей человека. Поэтому границы этого возраста колеблются. Традиционно выделяют пожилой возраст (60-75 лет), старческий возраст (75-90 лет) и долгожительство (старше 90 лет). Рубежом, разделяющим зрелость и позднюю зрелость, обычно считается уход на пенсию, окончание активной профессиональной деятельности («шок отставки»), что составляет центральный момент ситуации развития в этот период. В поздней зрелости можно выделить три основных варианта развития: доживание; смена ведущей деятельности; сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости, т.е. фактическое продолжение периода зрелости. Согласно Э. Эриксону, в период поздней зрелости «фокус внимания человека» сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Происходит психологическое старение, появление чувства старости. При прогрессивной линии развития на предыдущих стадиях человек может положительно оценить всю свою предшествующую жизнь, с удовлетворением подвести ее итоги как в профессиональной деятельности, общественных отношениях, так и по линии брака и семьи. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти. Помимо своего прошлого, подчеркивал Э. Эриксон, необходима способствующая достижению эго-интеграции «жизненная вовлеченность». Он указывает на важность участия в воспитании внуков, в политических событиях, оздоровительных физкультурных программах и т.п. В этом возрасте у людей наблюдается быстрая утомляемость, медлительность, снижение работоспособности, неспособность к интеграции отдельных способов поведения и поэтому, проявление «...отдельных странностей, скупость, недоверие, болтливость, тоска, интраверсия, ригидность и пр.» [8. С. 380]. Что касается интеллектуальной деятельности пожилых людей, то одни исследователи говорят о снижении интеллекта, другие — об особой «логике» мысли. Они персонализируют мыслительную задачу, «дают ей интерпретации», «находят несколько возможных вариантов решения». В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев в своей книге «Психология развития человека» (2000) приводят качественные изменения памяти в старости у лиц старше 70 лет, установленные Б.А. Грековым. 1. Выраженное ослабление механического компонента памяти, т.е. резкое ослабление воспроизведения всего того, что должно быть воспринято путем непосредственного запе-чатления, всего того, что не вызывает возбуждения внутренних смысловых связей. 2. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. 3. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной) памяти. В глубокой старости существенно слабеет и смысловой компонент, что приводит к дальнейшему ухудшению запоминания [С. 380]. По утверждению ученых, учет психологического возраста помогает понять, а иногда и прогнозировать специфику развития личности. В поздней зрелости, как и в зрелости, адекватность психологического возраста, и в особенности сохранение чувства молодости, обычно сочетается с личностным ростом. Интенсивное развитие личности, стремление к самосовершенствованию и самореализации возможны на любом возрастном этапе. Имеется мнение, что продуктивные устремления людей продолжаются и в поздние годы жизни. Так, К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: • неудержимое стремление к риску; • высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; • высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования — результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни. Основным новообразованием старости Э. Эриксон предложил считать мудрость. A. Маслоу создал иерархическую теорию потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей. По Маслоу, человек как бы поднимается по ступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности и самосохранении, отсюда к потребностям в любви и признании, выше — в самоуважении и самоутверждении, и, наконец вершина — потребность в самоактуализации. Не все успевают добраться к старости до верхних ступеней, иногда приходится спускаться вниз по лестнице. Счастливы те, кто одолел вершину. Старость при разумно организованном режиме, внимательном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности и заботе близких может быть не менее привлекательна, чем другие периоды жизни.