logo
ответы 1-38

23 А.Фрейд и линии развития ребенка

Теория Фрейда, в своем позднем варианте, была попыткой совместить две стороны в познании человека: научный взгляд на человека как на предста­вителя биологического вида, с его физиологическими механизмами развития и функционирования, и гуманистический взгляд на человека как носителя субъективного опыта и смыслов, вырастающих из взаимоотношений с окру­жающими его людьми. Эта попытка синтеза не смогла, однако, привести к соз­данию единой теории. Последователи Фрейда пошли путем изучения отдель­ных сторон личности, делая акценты либо на межличностных аспектах фор­мирования личности (взаимоотношения между Эго и Суперэго, в терми­нологии структурной теории), либо на биологическом уровне влечений и инстинктов (взаимоотношения между Ид и Эго). Результатом этого явилось постепенное оформление двух направлений в психоанализе: Эго-психологии и Школы объектных отношений. Психоаналитики, считающиеся родоначаль­никами этих двух направлений, Анна Фрейд и Мелани Кляйн, являлись одновременно и основоположниками детского психоанализа.

Анна Фрейд и Эго-психология

Анна Фрейд (1895-1982), дочь Фрейда, продолжала направление, нача­тое отцом, только в работе с детьми. Ее взгляды оказали большое влияние на развитие Эго-психологии. Одной из самых известных работ Анны Фрейд является книга «Защитные механизмы Эго» (1936).

Кроме непосредственно психоаналитической работы с детьми, Анна Фрейд уделяла большое внимание изучению детей в повседневной обстановке. Дан­ные наблюдений за детьми представляли значительно более широкую ин­формацию, чем только интерпретации в анализе. Анна Фрейд вышла за рамки концепции психосексуальных стадий и предложила концепцию «ли­ний развития», понимаемых как набор разворачивающихся потенциалов. Это было знаменательным событием в психоанализе, выходом за рамки теории либидо, расширением психоаналитического понимания развития.

Концепция «линия развития» традиционно использовалась в психоана­литической теории развития как метафора, описывающая последовательное поступательное развитие и подчеркивающая непрерывность и накопитель­ный характер развития. Фрейд был первым, кто предложил такую линию: последовательное созревание либидинального драйва, образующее линию пси­хосексуального развития. С целью поиска контекста, в рамках которого можно было бы оценивать детскую личность, Анна Фрейд выдвинула предположе­ние, что развитие в целом может быть описано серией линий: предсказуемых, взаимосвязанных и постепенно разворачивающихся. Последовательность шагов внешнего развития отражает формирование глубинных психических структур. Это помогает лучше понять, каким путем идет и совершенствуется приспособление ребенка к миру, развитие его независимости.

Анна Фрейд описала следующие линии.

— «От полной зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрос­лым объектным отношениям».

— Линии, приводящие к телесной независимости: «от сосания к рацио­нальному питанию», «от пачкания пеленок к контролю за кишечником и мо­чевым пузырем», «от отсутствия ответственности до принятия ответственнос­ти по уходу за телом».

— «От эгоцентричности к партнерству (дружбе)».

— «От тела к игрушке и от игры к работе». Приведем примеры двух линий развития. Линия «от сосания к рациональному питанию».

Долгий путь должен проделать ребенок, прежде чем прийти в точку, где он может регулировать прием пищи активно и рационально, качественно и количественно, на основе собственных потребностей и аппетита и независимо от его отношений к «обеспечителю» еды либо от его сознательных и бессоз­нательных фантазий.

Фазы этого пути выглядят следующим образом.

1. Вскармливание грудью или с помощью бутылки, по часам или по тре­бованию, с обычными трудностями кормления, вызванными частично пере­падами аппетита и пищеварительными расстройствами, частично позицией тре­воги матери относительно кормления.

Вмешательство в процесс удовлетворения потребностей: ненужное ожи­дание пищи, диета или принуждение к кормлению — образуют первые и часто длящиеся нарушения в позитивном отношении к еде.

2. Отлучение от груди или бутылки, инициатором которого бывает либо сам ребенок, либо мать.

В последнем случае, особенно если это протекает в сжатые сроки, бы­стро, протест малыша против оральной депривации искажает нормальное удовольствие от еды. Трудности могут возникать с введением твердой пищи, новых вкусов и консистенций, которые ребенок либо приветствует, либо от­вергает.

3. Переход от кормления к самостоятельной еде, с помощью приборов либо без них, «пища» и «мама» все еще идентифицируются одна с другой. При­ем пищи как поле битвы, на котором могут происходить сражения, связан­ные с трудностями материнско-детских отношений.

4. Самостоятельная еда с использованием ложки, вилки, разногласия с ма­терью о количестве съедаемого сдвигаются к форме еды, то есть манерам за столом; тяга к конфетам как адекватному фазе заместителю орального удо­вольствия от сосания; пищевые причуды (капризы) как результат анально­го тренинга (обучения чистоплотности), то есть вновь приобретенное реак­тивное образование отвращения.

5.Постепенный выход из уравнивания между пищей и мамой в эдипо­вой фазе. Установки к еде по-прежнему иррациональны, но теперь обуслов­лены инфантильными сексуальными теориями, а именно: беременности че­рез рот (страх отравления); беременности (страх пополнеть); анальных ро­дов (страх приема пищи и ее выхода).

6.Постепенный выход из сексуализации еды в латентный период с со­хранением или даже увеличением удовольствия от еды. Увеличение рацио­нальных установок к пище и самостоятельное определение в еде, при этом весь более ранний опыт этой линии имеет определяющее значение в форми­ровании индивидуальных пищевых привычек во взрослой жизни, вкуса, пред­почтений, а также последующих пристрастий или отвращения в отношении пищи или питья.