23 А.Фрейд и линии развития ребенка
Теория Фрейда, в своем позднем варианте, была попыткой совместить две стороны в познании человека: научный взгляд на человека как на представителя биологического вида, с его физиологическими механизмами развития и функционирования, и гуманистический взгляд на человека как носителя субъективного опыта и смыслов, вырастающих из взаимоотношений с окружающими его людьми. Эта попытка синтеза не смогла, однако, привести к созданию единой теории. Последователи Фрейда пошли путем изучения отдельных сторон личности, делая акценты либо на межличностных аспектах формирования личности (взаимоотношения между Эго и Суперэго, в терминологии структурной теории), либо на биологическом уровне влечений и инстинктов (взаимоотношения между Ид и Эго). Результатом этого явилось постепенное оформление двух направлений в психоанализе: Эго-психологии и Школы объектных отношений. Психоаналитики, считающиеся родоначальниками этих двух направлений, Анна Фрейд и Мелани Кляйн, являлись одновременно и основоположниками детского психоанализа.
Анна Фрейд и Эго-психология
Анна Фрейд (1895-1982), дочь Фрейда, продолжала направление, начатое отцом, только в работе с детьми. Ее взгляды оказали большое влияние на развитие Эго-психологии. Одной из самых известных работ Анны Фрейд является книга «Защитные механизмы Эго» (1936).
Кроме непосредственно психоаналитической работы с детьми, Анна Фрейд уделяла большое внимание изучению детей в повседневной обстановке. Данные наблюдений за детьми представляли значительно более широкую информацию, чем только интерпретации в анализе. Анна Фрейд вышла за рамки концепции психосексуальных стадий и предложила концепцию «линий развития», понимаемых как набор разворачивающихся потенциалов. Это было знаменательным событием в психоанализе, выходом за рамки теории либидо, расширением психоаналитического понимания развития.
Концепция «линия развития» традиционно использовалась в психоаналитической теории развития как метафора, описывающая последовательное поступательное развитие и подчеркивающая непрерывность и накопительный характер развития. Фрейд был первым, кто предложил такую линию: последовательное созревание либидинального драйва, образующее линию психосексуального развития. С целью поиска контекста, в рамках которого можно было бы оценивать детскую личность, Анна Фрейд выдвинула предположение, что развитие в целом может быть описано серией линий: предсказуемых, взаимосвязанных и постепенно разворачивающихся. Последовательность шагов внешнего развития отражает формирование глубинных психических структур. Это помогает лучше понять, каким путем идет и совершенствуется приспособление ребенка к миру, развитие его независимости.
Анна Фрейд описала следующие линии.
— «От полной зависимости к эмоциональной самодостаточности и взрослым объектным отношениям».
— Линии, приводящие к телесной независимости: «от сосания к рациональному питанию», «от пачкания пеленок к контролю за кишечником и мочевым пузырем», «от отсутствия ответственности до принятия ответственности по уходу за телом».
— «От эгоцентричности к партнерству (дружбе)».
— «От тела к игрушке и от игры к работе». Приведем примеры двух линий развития. Линия «от сосания к рациональному питанию».
Долгий путь должен проделать ребенок, прежде чем прийти в точку, где он может регулировать прием пищи активно и рационально, качественно и количественно, на основе собственных потребностей и аппетита и независимо от его отношений к «обеспечителю» еды либо от его сознательных и бессознательных фантазий.
Фазы этого пути выглядят следующим образом.
1. Вскармливание грудью или с помощью бутылки, по часам или по требованию, с обычными трудностями кормления, вызванными частично перепадами аппетита и пищеварительными расстройствами, частично позицией тревоги матери относительно кормления.
Вмешательство в процесс удовлетворения потребностей: ненужное ожидание пищи, диета или принуждение к кормлению — образуют первые и часто длящиеся нарушения в позитивном отношении к еде.
2. Отлучение от груди или бутылки, инициатором которого бывает либо сам ребенок, либо мать.
В последнем случае, особенно если это протекает в сжатые сроки, быстро, протест малыша против оральной депривации искажает нормальное удовольствие от еды. Трудности могут возникать с введением твердой пищи, новых вкусов и консистенций, которые ребенок либо приветствует, либо отвергает.
3. Переход от кормления к самостоятельной еде, с помощью приборов либо без них, «пища» и «мама» все еще идентифицируются одна с другой. Прием пищи как поле битвы, на котором могут происходить сражения, связанные с трудностями материнско-детских отношений.
4. Самостоятельная еда с использованием ложки, вилки, разногласия с матерью о количестве съедаемого сдвигаются к форме еды, то есть манерам за столом; тяга к конфетам как адекватному фазе заместителю орального удовольствия от сосания; пищевые причуды (капризы) как результат анального тренинга (обучения чистоплотности), то есть вновь приобретенное реактивное образование отвращения.
5.Постепенный выход из уравнивания между пищей и мамой в эдиповой фазе. Установки к еде по-прежнему иррациональны, но теперь обусловлены инфантильными сексуальными теориями, а именно: беременности через рот (страх отравления); беременности (страх пополнеть); анальных родов (страх приема пищи и ее выхода).
6.Постепенный выход из сексуализации еды в латентный период с сохранением или даже увеличением удовольствия от еды. Увеличение рациональных установок к пище и самостоятельное определение в еде, при этом весь более ранний опыт этой линии имеет определяющее значение в формировании индивидуальных пищевых привычек во взрослой жизни, вкуса, предпочтений, а также последующих пристрастий или отвращения в отношении пищи или питья.
- 1. Предмет психологии развития и возрастной психологии.
- 2. Основные задачи психология развития и возрастной психологии.
- 3. Категория «возраст» в психологии развития и возрастной психологии.
- 4. Связь возрастной психологии и психологии развития с другими областями психологии.
- 5. Категория «развитие» в психологии. Понятие онтогенез и филогенез.
- 6. Стратегия и методы исследования в психологии развития.
- 7. Стратегия наблюдения.
- 8. Проблема периодизации в отечественной и зарубежной психологии.
- 10.( Теория рекапитуляции)
- 11.( Теория префоризма к.Бюлера о трех ступенях детского развития)
- 12.( Теория социального научения в психологии развития)
- 14.(Основные понятия и стадии психосоциального развития и концепции э.Эриксона)
- 15. ( Принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка ж.Пиаже)
- 16.( Вклад л.С.Выготского в психологию развития)
- № 17 Роль среды и наследственности в психическом развитии ребенка (различные теоретические позиции).
- 21.Чувство взрослости и его виды
- Авторитет родителей
- №22 Психосексуальные стадии развития з.Фрейд
- 23 А.Фрейд и линии развития ребенка
- 24.Кляйн теория объектных отношений и позиции развития ребенка
- 25.Феноменология привязанности (Дж.Боулби) в развитии ребенка
- Тест Дж. Боулби в комнате с игрушками.
- 4 Типа привязанности согласно теории Боулби.
- Безопасные маленькие исследователи.
- Дети, которые избегают близости.
- Робкий и опасаетсся незнакомцев.
- Без готового ответ на стрессовые ситуации.
- Влияние отношений привязанности на последующую жизнь.
- 26.Д.Б. Эльконин: концепции и стадии развития
- Периодизация психического развития д.Б. Эльконина
- Сравнение периодизаций психического развития.
- 27.Развитие психики ребенка в перинатальном периоде
- 28.Психическое развитие и формирование личности в период новорожденности и младенчества
- 29. Психическое развитие и формирование личности в раннем детстве (1 год- 3 года)
- 30. Психическое развитие и формирование личности дошкольного возраста(3 года- 6,5 лет)
- 31. Психическое развитие и формирование личности в 6-7 лет и психологическая готовность к школе