logo search
voprosy_otvety_-_Yur_psikhologia_Bokov_2014

Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда (с дополнениями и изменениями а. Е. Личко).

Личность преступника - представляет собой совокупность ее социально-значимых свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и общения. Личность как член общества, социальных групп или иных общностей, как носитель социально типичных черт.

В целом личность преступника можно охарактеризовать как некую модель, социальный и психологический портрет, обладающий специфическими чертами. Преступникам присущи антиобщественные взгляды, отрицательное отношение к нравственным ценностям и выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или непроявление необходимой активности в предотвращении отрицательного результата.

Криминологическое изучение личности преступника осуществляется главным образом для выявления и оценки тех ее свойств и черт, которые порождают преступное поведение, в целях его профилактики. В этом проявляется теснейшее единство трех узловых криминологических проблем: личности преступника, причин и механизма преступного поведения; профилактики преступлений.

Изучение личности преступника должно строиться на правовой основе, т.е. должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. Поэтому рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. После отбытия наказания человек уже не преступник, а потому не может рассматриваться как личность преступника. Человек освобождается от наказания не потому, что исправился, а потому, что истек указанный законом срок наказания. Тем не менее нужно изучать не только тех, кто уже совершил преступление, но и тех, чей образ жизни, общение, взгляды и ориентации еще только свидетельствуют о такой возможности, которая реальностью может и не стать.

Наличие психических аномалий помогает понять совершение лишь отдельных видов преступлений - в основном, некоторых насильственных преступлений и хулиганских действий, либо связанных со значительной деградацией личности преступника, с ее постоянным антиобщественным образом жизни. Основная же масса преступлений совершаются, как правило, психически вполне здоровыми людьми.

Вместе с тем отдельные преступления могут совершаться лицами с отклонениями в психики, однако эти отклонения не всегда имеют отношения к преступлению.

ЛАГРАНД, ЛИЧКО

Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

Когнитивная теория личности - единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается личный опыт человека.

Аналитическая теория личности.- Юнг, главным источником развития личности явл. врожденные психологические факторы, т.е. то, что человек получил по наследству – «архетипы». Личность формируется в течение всей жизни.

Поведенческая теория личности - наша личность является продуктом научения. Личность – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности, – с другой.

Психодинамическая теория личности. - Фрейд, структура личности представляет собой сексуальные и агрессивные мотивы с одной стороны и защитные – с другой.

В гуманистической теории личности - ичность – это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности – это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я»/

Трансакционный анализ - представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний «Я».

Теория личности отечественных психологов

Деятельностная теория личности. - С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Главным источником развития личности, является деятельность. Личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль.

Диспозициональная теория. Главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия. Личность – это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социальнообусловленных свойств проприума.