Психологические средства исправления осуждённых.
Исправить и перевоспитать преступника – значит осуществить глубинную личностную его перестройку, изменить его личностную направленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности. Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных являются:
режим отбывания наказания (Режим является действенным средством в борьбе с паразитизмом, тунеядством, азартными играми и другими негативными явлениями в среде осужденных, так как создает условия для постоянного контроля за их поведением, психологически принуждает осужденных точно и строго выполнять предписанные правила под угрозой применения к ним санкций (изменение условий содержания в худшую сторону путем водворения в ШИЗО и ПКТ).,
труд, Труд в условиях исправительного учреждения преследует не только воспитательные, но и определенные экономические цели: труд осужденных способствует возмещению государству части расходов на содержание исправительного учреждения.
воспитательная работа с лицами, отбывающими наказание, - формирование у осужденных установки на исправление. Установки осужденных разнообразны, что определяет их разное отношение к уголовному наказанию, совершенному преступлению, требованиям режима отбывания наказания и воспитательным мерам.
обучение.
Метод убеждения. Он чаще всего реализуется в ходе проведения индивидуальных бесед. Беседа сочетает в себе цели изучения и воздействия на личность. Во время бесед разъясняются сущность и конечная цель действий администрации исправительного учреждения, чтобы осужденные поняли, что цели действий администрации полностью совпадают с их собственными интересами. Создается отрицательное отношение осужденного к своему прошлому поведению, которое в конечном итоге и привело его к совершению преступления.
Метод регулирования психических общений. Воспитательное воздействие представителей общественных организаций и коллективов существенно дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами.
Особое значение имеет осуществление контакта осужденного с семьей, который во многом способствует выработке у него положительных качеств, изменению его отрицательных психических состояний.
Метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая информация, поступающая к осужденному, должна способствовать восполнению его социального опыта, получению и переработке им сведений, которых он раньше не получал, и т. д. Метод внушения. всегда должен основываться на авторитете лица, которое применяет данный метод (воспитателя).
Процесс перевоспитания может быть правильно организован только в том случае, если воспитатель знает и полностью учитывает внутренние переживания осужденного. Отбывание наказания всегда связано со вспоминанием и разбором своей прошлой жизни, своих действий и взаимоотношений. Осужденный должен постоянно обучаться принимать самостоятельные решения, управлять собственными поступками. Существенно помогает воспитанию качеств личности создание ситуаций, при которых осужденный ставится перед необходимостью принимать решения за группу лиц, чувствовать ответственность за труд, поведение других.
- Вопросы для зачёта по юридической психологии
- 2013-2014 Учебный год
- Ответы для зачёта по юридической психологии
- 2013-2014 Учебный год
- Понятие психологии. Место психологии в системе наук. Классификации отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.
- Социальный интеллект (social intelligence) как один из важнейших психологических факторов профессиональной успешности юриста.
- Юридико-психологическая характеристика аттракции.
- Юридико-психологическая характеристика эмпатии (с учётом исследований Франса де Ваала).
- Юридико-психологическая характеристика локуса контроля (locus of control) личности.
- Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error): содержание, значение для юридической деятельности.
- Понятие, содержание и организация профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.
- Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов.
- Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Психологические аспекты правотворчества.
- Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Понятие о правовой культуре.
- Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение в юридической деятельности.
- Психологические аспекты деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда (с дополнениями и изменениями а. Е. Личко).
- Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости.
- Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемости.
- Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к проблеме дееспособности.
- Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника.
- Агрессия: понятие, основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- Юридико-психологические аспекты виктимного поведения.
- Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- Психология в расследовании преступлений. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- Следственный анализ преступления (следственное профилирование - offender profiling).
- Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- Юридико-психологическая характеристика краж.
- Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- Психолог как специалист в уголовном процессе.
- Состязательный подход в судопроизводстве: бóльшая справедливость или тенденциозность?
- Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- Стэнфордский тюремный эксперимент (ф. Зимбардо) и его значение для юридической деятельности.
- Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- Психологические средства исправления осуждённых.
- Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к понятию аффекта.
- Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Посмертная психологическая судебная экспертиза: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Характеристика психологических судебных комплексных экспертиз.
- Использование достижений современной психолингвистики в юридической деятельности.