Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
Показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств. Они даются лицом, которому причинен моральный, физический или материальный вред и которое является по процессуальному положению участником процесса.
Формирование показаний потерпевшего происходит поэтапно. Выделяют три стадии этого процесса: восприятие, запоминание и воспроизведение. Каждое из них содержит возможность выпадения или искажения необходимой для следователя информации. Это необходимо учитывать, чтобы свести пробелы и ошибки к минимуму.
При восприятии в максимально адекватных условиях создается целостный образ на основе ощущений.
Вторая стадия формирования показаний характеризуется образованием и сохранением представлений. Потерпевший обычно более прочно запоминает обстоятельства преступления, воспринимает их ярче, чем просто свидетель, потому что происшедшее непосредственно касается его интересов. Полнота и точность показаний во многом зависит от срока, прошедшего с момента преступления, поэтому потерпевших рекомендуется допрашивать как можно скорее после событий, о которых они должны рассказать. Имеет значение тип памяти потерпевшего, который может быть образным, логическим и эмоциональным.
Фактором, влияющим на показания потерпевшего, может оказаться внушение, преднамеренное или непреднамеренное. Потерпевшие вообще внушаемы больше, чем свидетели, особенно тогда, когда внушаемые сведения соответствуют их интересам. Неполнота, неточность данных потерпевшего также способствуют внушению.
Показания потерпевшего зависят от многих субъективных и объективных факторов. Среди причин необъективности необходимо выделить следующие: стрессовое состояние в момент совершения преступления; физиологический аффект; состояние тяжело депрессии; шоковое состояние; подверженность внушению; стремление скрыть собственные поступки (в том числе и собственные преступления); стремление отомстить преступнику; желание получить максимальную материальную компенсацию; жалость к преступнику; опасение мести. На формирование ложных показаний также оказывают существенное влияние два фактора: особенности личности допрашиваемого и внешние объективные факторы, к числу которых следует отнести, прежде всего, условия формирования личности допрашиваемого, окружающую его социальную среду и возникшую следственную ситуацию. Свидетели часто дают ложные показания, опасаясь мести со стороны преступника, или же из-за нежелания дальнейшего участия в расследовании и судебном разбирательстве; стремясь скрыть свои собственные неблаговидные поступки, трусость; ошибочно оценивая свои действия как преступные и стремясь скрыть их или описать иначе; желая выгородить или смягчить вину подозреваемого или обвиняемого в силу родственных, семейных, дружеских отношений, либо, наоборот, усугубить вину этих лиц - из мести, ревности или иных побуждений. Причиной дачи ложных показаний со стороны свидетелей может быть подкуп, шантаж и иное воздействие заинтересованных в деле лиц.
Убедительность. Частные подробности и личные свидетельства, если они являются живыми и конкретными, могут быть чрезвычайно убедительными, зачастую даже более убедительными, чем информация, логически доказательная, но абстрактная.
Точность. присяжные считают наиболее заслуживающими доверия именно уверенных в себе свидетелей. Но печальные факты таковы, что, за исключением самых благоприятных условий, скажем, когда преступник выглядит очень своеобразно, решительность свидетелей имеет мало общего с достоверностью их показаний.
Ошибки так или иначе вкрадываются в наше восприятие и память, ведь наш разум — не машина для видеозаписи.
Пересказ событий фиксирует людей на их воспоминаниях, как точных, так и неточных. Точный пересказ помогает позднее сопротивляться дезинформирующему внушению. Но иногда чем дольше мы повторяем свой рассказ, тем больше укрепляемся в своем заблуждении
В опытах было установлено, что количество ошибок меньше в свободном рассказе, чем в ответах на конкретные вопросы. Чем выше ответственность лица, дающего показания, тем меньше количество ошибок.
- Вопросы для зачёта по юридической психологии
- 2013-2014 Учебный год
- Ответы для зачёта по юридической психологии
- 2013-2014 Учебный год
- Понятие психологии. Место психологии в системе наук. Классификации отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.
- Социальный интеллект (social intelligence) как один из важнейших психологических факторов профессиональной успешности юриста.
- Юридико-психологическая характеристика аттракции.
- Юридико-психологическая характеристика эмпатии (с учётом исследований Франса де Ваала).
- Юридико-психологическая характеристика локуса контроля (locus of control) личности.
- Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error): содержание, значение для юридической деятельности.
- Понятие, содержание и организация профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.
- Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов.
- Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Психологические аспекты правотворчества.
- Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Понятие о правовой культуре.
- Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение в юридической деятельности.
- Психологические аспекты деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда (с дополнениями и изменениями а. Е. Личко).
- Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости.
- Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемости.
- Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к проблеме дееспособности.
- Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника.
- Агрессия: понятие, основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- Юридико-психологические аспекты виктимного поведения.
- Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- Психология в расследовании преступлений. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- Следственный анализ преступления (следственное профилирование - offender profiling).
- Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- Юридико-психологическая характеристика краж.
- Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- Психолог как специалист в уголовном процессе.
- Состязательный подход в судопроизводстве: бóльшая справедливость или тенденциозность?
- Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- Стэнфордский тюремный эксперимент (ф. Зимбардо) и его значение для юридической деятельности.
- Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- Психологические средства исправления осуждённых.
- Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к понятию аффекта.
- Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Посмертная психологическая судебная экспертиза: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Характеристика психологических судебных комплексных экспертиз.
- Использование достижений современной психолингвистики в юридической деятельности.