Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей можно отнести следующие категории дел:
• о воспитании детей после расторжения брака между родителями;
• о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса;
• об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;
• о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения;
• о лишении родительских прав;
• о восстановлении в родительских правах;
• об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей;
• об усыновлении/отмене усыновления ребенка;
• об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушки, дедушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства.
Таким образом, в предмет доказывания по всем категориям споров о праве на воспитание детей входит установление того факта, будет ли отвечать интересам детей то или иное действие. Однако решение вопроса о том, какие конкретные обстоятельства необходимо установить, чтобы констатировать соответствие или несоответствие поведения определенных лиц интересам ребенка, отдано на усмотрение суда.
Типовые задачи (вопросы):
1.Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
2.Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?
3.Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?
Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?
4.Учитывая особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологические особенности ребенка и родителей, особенности существующих между ними взаимоотношений, привязанность, систему ценностей и отношений родителей, стиля воспитания, с кем из родителей наиболее благоприятно в целях гармоничного развития ребенка его постоянное проживание?
Можно выделить три этапа экспертного исследования (Ф.С. Сафуанов, 2005). На первом этапе осуществляется индивидуальная диагностика членов семьи, включающая установление индивидуально-психологических особенностей отца, матери, ребенка, определение уровня и особенностей психического развития ребенка, а также (в рамках КСППЭ) диагностику у них возможного психического расстройства. На втором этапе осуществляется ситуационная диагностика семейных отношений: экспертная диагностика взаимоотношений ребенка с отцом и с матерью, а также отношения ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи. На заключительном этапе экспертного исследования дается прогностическая клинико-психологическая оценка психического развития ребенка. Экспертная прогностическая диагностика особенностей психического развития ребенка с учетом личностных особенностей каждого из родителей, особенностей их стиля воспитания, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня и характера психического развития, его отношения к каждому из родителей соподчинена судебному установлению возможности каждого из родителей "создания ребенку условий для воспитания и развития" (ч. 3 ст. 65 СК РФ). Согласно ст. 57 СК РФ при подобных семейных спорах "учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам". В связи с этим еще одной задачей заключительного этапа экспертного исследования является диагностика способности ребенка к выработке и принятию самостоятельных решений.
- Вопросы для зачёта по юридической психологии
- 2013-2014 Учебный год
- Ответы для зачёта по юридической психологии
- 2013-2014 Учебный год
- Понятие психологии. Место психологии в системе наук. Классификации отраслей психологии. Современные направления психологии, их характеристика.
- Социальный интеллект (social intelligence) как один из важнейших психологических факторов профессиональной успешности юриста.
- Юридико-психологическая характеристика аттракции.
- Юридико-психологическая характеристика эмпатии (с учётом исследований Франса де Ваала).
- Юридико-психологическая характеристика локуса контроля (locus of control) личности.
- Фундаментальная ошибка атрибуции (fundamental attribution error): содержание, значение для юридической деятельности.
- Понятие, содержание и организация профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.
- Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов.
- Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Психологические аспекты правотворчества.
- Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Понятие о правовой культуре.
- Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение в юридической деятельности.
- Психологические аспекты деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда (с дополнениями и изменениями а. Е. Личко).
- Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости.
- Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемости.
- Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к проблеме дееспособности.
- Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника.
- Агрессия: понятие, основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- Юридико-психологические аспекты виктимного поведения.
- Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- Психология в расследовании преступлений. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- Следственный анализ преступления (следственное профилирование - offender profiling).
- Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- Юридико-психологическая характеристика краж.
- Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- Психолог как специалист в уголовном процессе.
- Состязательный подход в судопроизводстве: бóльшая справедливость или тенденциозность?
- Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- Стэнфордский тюремный эксперимент (ф. Зимбардо) и его значение для юридической деятельности.
- Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- Психологические средства исправления осуждённых.
- Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к понятию аффекта.
- Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Посмертная психологическая судебная экспертиза: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- Характеристика психологических судебных комплексных экспертиз.
- Использование достижений современной психолингвистики в юридической деятельности.