18. Понятие об ассоциации идей в трудах д. Беркли и д. Юма. Проблема познания.
Джордж Беркли: вещь как комплекс. По-иному истолковали принцип ассоциации два других английских мыслителя – Д.Беркли (1685-1753) и Д.Юм, считавшие ощущении первичным не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциация ми чувственный опыт.
Согласно Беркли, опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные, осязательные. В "Опыте новой теории зрения" Беркли детально проанализировал чувственные элементы, из которых складывается образ геометрического пространства как вместилища всех природных тел. Физика предполагает, что это ньютоново пространство дано объективно, тогда как оно – продукт взаимодействия ощущений. Одни ощущения (например, зрительные) связаны с другими (например, осязательными), и весь этот комплекс ощущений принято считать существующим независимо от сознания. В действительности же, согласно Беркли, "быть – значит быть в восприятии".
Этот вывод неотвратимо склонял к солипсизму (от лат. "солус" – единственный и "ипсе" – сам) отрицанию любого бытия, кроме собственного со знания. Чтобы выбраться из этой ловушки и объяснить, почему разные субъекты воспринимают од ни и те же внешние объекты, Беркли апеллировал к особому божественному сознанию, которым наделены все люди.
В своем конкретно-психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на сетчатке).
Дэвид Юм: субъект – пучок ассоциаций. Английский мыслитель Д.Юм (1711-1776) занял иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей.
Учение о причинности, по мнению Юма, – не более, чем продукт веры в то, что за одним впечатлением (признаваемым причиной) появится другое (принимаемое за следствие). На деле же это прочная ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект – это всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений.
Скептицизм Юма пробудил многих мыслителей от "догматического сна", заставил их пересмотреть свои взгляды, касающиеся души, причинности, – ведь многие из них принимались на веру как допущения, без критического анализа.
Мнение Юма о том, что понятие о субъекте может быть сведено к пучку ассоциаций, было направлено своим критическим острием против представления о душе как особой, дарованной всевышним сущности, которая порождает и связывает между собой отдельные психические феномены. Предположение о такой спиритуальной субстанции защищал, в частности, Беркли, отвергавший субстанцию материальную. Согласно же Юму, душа есть нечто вроде театральных подмостков, где проходят чередой сцеп ленные между собой сцены.
- 1. История психологии как наука: предмет, задачи, методы, связь с другими науками. Методологические проблемы истории психологии.
- 2. Общая характеристика материалистических учений о душе в Древней Греции (натурфилософы, Демокрит, стоики, эпикурейцы).
- 3. Особенности идеалистических учений о душе в Древней Греции (Сократ, Платон).
- 4. Естественно-научный подход к душе в теории Аристотеля.
- 5. Зарождение сакрального подхода к проблеме души. Характеристика неоплатонизма и трудов Августина Блаженного.
- 6. Общая характеристика психологических воззрений в Средние века. Номинализм и реализм. П.Абеляр, ф.Аквинский, у.Оккам.
- 7. Психология ф.Аквинского.
- 8. Развитие психологических идей в арабоязычной науке (Ибн-Сина, Ибн-Рушд).
- 9. Особенности психологических воззрений в эпоху Возрождения.
- 10. Ф.Бэкон – основатель эмпиризма. Учение о научном методе познания.
- 11. Психологическая концепция р.Декарта.
- 12. Психологические проблемы в философии б. Спинозы.
- 13. Материалистическая концепция души т. Гоббса.
- 14. Эмпирическая теория познания Дж. Локка.
- 15. Психологические идеи г. Лейбница.
- 16. Становление эмпиризма во французской психологии XVIII в. (э.Кондильяк, ж.Ламетри, к.Гальвеций, д.Дидро).
- 17. Зарождение ассоциативной психологии. Теория д. Гартли.
- 18. Понятие об ассоциации идей в трудах д. Беркли и д. Юма. Проблема познания.
- 19. Классический ассоцианизм (т.Браун. Дж. Милль, д.С. Милль). Значение ассоциативной психологии.
- 20. Психологическая концепция и. Гербарта. Учение о статике и динамике представлений.
- 21. Психологические идеи в немецкой классической философии (и. Кант, и.Г. Фихте, ф. Шеллинг, г. Гегель, л. Фейербах).
- 22. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Достижения физиологии нервной системы и органов чувств х1х в.
- 23. Возникновение психофизики, психометрии, психофизиологии.
- 24. В. Вундт, программа развития психологии.
- 25. Интенциональная психология ф. Брентано.
- 26. Развитие сравнительной психологии в конце х1х - начале хх века (ф. Гальтон, а. Бине).
- 27. Становление детской психологии в конце х1х - начале хх века (с. Холл, э. Клапаред, д. Селли, э. Мейман и др.).
- 28. Становление зоопсихологии психологии в конце х1х - начале хх века
- 29. Общая характеристика «открытого кризиса» в психологии.
- 30. Экспериментальное исследование мышления в Вюрцбургской школе.
- 31. Структурализм э.Титченера.
- 32. Функционализм. У. Джемс.
- 33. Описательная психология (в. Дильтей, э. Шпрангер).
- 34. Французская социологическая школа (л. Леви-Брюль, п. Жане).
- 35. Психоанализ 3. Фрейда.
- 36. Аналитическая психология к.Г. Юнга.
- 37. Индивидуальная психология а. Адлера.
- 38. Неопсихоанализ (э. Фромм, к. Хорни, г.С. Салливен).
- 40. Классический бихевиоризм (э. Торндайк, Дж. Уотсон).
- 41. Оперантный бихевиоризм б. Скиннера.
- 42. Необихевиоризм (э. Толмен, к. Халл, Дж. Мид, а.Бандура).
- 43. Общая характеристика гештальтпсихологии. Исследования в области восприятия (Вертгеймер, Фолькельт, Келлер…).
- 44. Исследования мышления в гештальтпсихологии. Интеллект антропоидов (в. Келлер). Проблемы продуктивного мышления в трудах м. Вертгеймера.
- 45. Динамическая теория личности к. Левина.
- 46. Генетическая психология ж. Пиаже.
- 47. Гуманистическая психология. Понятие о «чертах личности» г. Олпорта.
- 48. Мотивационная теория а. Маслоу.
- 49. Феноменологический подход к. Роджерса.
- 50. Развитие межкультурных исследований, их влияние на развитие психологии (к. Леви-Стросс, м. Мид).
- 51. Логотерапия в. Франкла.
- 52. Когнитивная психология, ее общая характеристика. Д. Миллер, у. Найссер.
- 53. Общая характеристика развития психологии в России XIX века. Основные направления развития Российской психологии.
- 54. Российская философская психология (в.С. Соловьев, л.М. Лопатин, н.О. Лосский, с.Л. Франк).
- 55. Наука о поведении в России (м.И. Сеченов) и ее развитие в концепциях а.А. Ухтомского, и.П. Павлова и н.А. Бернштейна.
- 56. Развитие экспериментальной психологи в дореволюционной России. Н.Я. Грот. Г.И. Челпанов н.Н. Ланге др.
- 57. Развитие отечественной психологии в 20-30-е годы. Перестройка психологической науки на основе марксизма.
- 58. Рефлексология, реактология, характеристика психологических взглядов в.М. Бехтерева и к.Н. Корнилова.
- 59. Психология социального бытия г.Г. Шпета.
- 60. Педология в советской России, ее достижения и ошибки. Биогенетический и социогенетический подходы в советской психологии (Блонский - Залкинд).
- 61. Культурно-историческая теория л.С. Выготского.
- 62. Теория деятельности с.Л.Рубинштейна - а.Н. Леонтьева.
- 63. Теория установки д. Узнадзе.
- 64. Работы а. Лурии, зарождение нейропсихологии.
- 65. Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина.
- 66. Развитие возрастной и педагогической психологии в работах д.Б. Эльконина и а.Н. Запорожца, л.И. Божович и др.
- 67. Исследования б.М. Теплова и в. Небылицына в области дифференциальной психофизиологии.
- 68. Этапы, закономерности и перспективы развития психологии.