logo
история психологии 2008год

40. Классический бихевиоризм (э. Торндайк, Дж. Уотсон).

1. Эдуард Торндайк: Его работы – основа бихевиоризма.

Начало формирование навыка – проблемная ситуация. Успех – главный критерий научения. Основные принципы формирования навыка: пробы, ошибки, случайный успех. Точно так же осуществляются научные открытия: пробы, ошибки, успех.

Взгляд на ошибки:

· Торндайк: научение невозможно без ошибок.

· Спиноза: ошибки – следствие незнания причин.

Форм-ет законы научения:

1. з-н готовности – организм д.б. готов к научению. Готовность – потребность, т.е. мера активности организма в стремлении решить проблемную ситуацию

2. з-н повторения – прочность зависит от числа повторений

3. з-н ассоциативного сдвига – если элементы ситуации вызывают реакцию, то и др. элементы ситуации являются элементами сдвига;

4. з-н успеха – закрепляются только успешные реакции, если нет подкрепления, нет и научения.

2. Джон Уотсон впервые исследования на крысах.

Изучает функц. локализ-ти навыков и движений (какой анализатор является ведущим при прохождении лабиринта). Использовал м-д удалений.

К 10 гг. ХХ в. Уотсон популярен как преподаватель. Занимал ведущее положение в американской психологической ассоциации. Работы под влиянием Бехтерева: предметом психологии может и должно стать поведении. «Психология с т. зр. бихевиориста» 1913 г. Основные принципы нового направления, в основном заимствованы у Торндайка:

мы можем строить любые предположения о том, что нельзя наблюдать: сознание, чувства и т.д., но мы можем понять поведение. Необходимо знать: историю формирования поведения и наличную ситуацию > м. предсказать поведение человека. Т.о. бих-м исключил из рассмотрения психологические и физиологические явления, остались только S и R. Все поведение – последовательность стимульно-реактивного ряда.

Феномены, к-ые исследовал Уотсон:

a. роль врожденных реакций в поведении взрослого человека

b. исследование мышления

c. исследование эмоций

Выводы:

а. врожденные реакции не играют никакой роли в жизни взрослого человека. Поведение взрослого человека обусловлено предшествующим научением.

b. Использование микродвижений гортани: мышление есть навык гортани, т.е. мышление – внутренняя речь, к-ая формируется научением.

c. Случай маленького Альберта. Эмоциональные реакции взрослого человека имеют в основе несколько безусловных рефлексов.