11. Психологическая концепция р.Декарта.
Рене Декарт: рефлексы и "страсти души".
Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), став шее фундаментальным для физиологии и психологии.
Здесь мы снова сталкиваемся с принципиальным для понимания прогресса научного знания вопросом о соотношении теории и опыта (эмпирии). Достоверное знание об устройстве нервной системы и ее функциях было в те времена ничтожно. Декарту эта система виделась в форме "трубок", по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их "животными духами"). По декартовой схеме внешний импульс приводит эти "духи" в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин "рефлекс" и означал отражение.
Реакция мышц – неотъемлемый компонент по ведения. Поэтому декартова схема, несмотря на ее умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе.
Она действует по своим законам и "механическим" причинам; их знание позволяет людям властвовать над собой. "Так как при некотором старании можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли приобрести исключительно неограниченную власть над своими страстями", – писал Декарт. Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его механики обеспечит человеку власть над собственной природой, подобно тому, как эти законы могут сделать его властелином природы внешней.
Одно из важных для психологии сочинений Декарта называлось "Страсти души". Это название следует пояснить, так как и слово "страсть", и слово "душа" наделены у Декарта особым смыслом. Под "страстями" подразумевались не сильные и длительные чувства, а "страдательные состояния души" – все, что она испытывает, когда мозг сотрясают "животные духи" (прообраз нервных им пульсов), которые приносятся туда по нервным "трубкам". Иначе говоря, не только мышечные ре акции (рефлексы), но и различные психические со стояния производятся телом, а не душой. Декарт набросал проект "машины тела", к функциям которой относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления..."
Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъекта, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому; она определяется единственным признаком – непосредственной осознаваемостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяженности.
Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения пред мета психологии. Отныне этим предметом становится сознание. Сознание, по Декарту, является началом всех на чал в философии и науке. Следует сомневаться во всем – естественном и сверхъестественном. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: "Я мыслю". А из этого неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения – мыслящий субъект. Отсюда знаменитый декартов афоризм "Cogito, ergo sum" ("Мыслю – следовательно, существую"). Поскольку же мышление – единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.
Позже это "внутреннее зрение" стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических объектов-образов, умственных действий, волевых актов и др.), а декартову концепцию сознания – интроспективной. Впрочем, как и представления о душе, претерпевшие сложнейшую эволюцию, понятие о сознании, как мы увидим, также меняло свой облик. Однако сначала оно должно было появиться.
Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей: идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и идей врожденных. Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным опытом, являясь обобщением данных наших органов чувств. Эти идеи дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира. Не могут в этом помочь и приобретенные идеи, так как они являются тоже знаниями лишь об отдельных сторонах окружающей действительности. Приобретенные идеи основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей, но лишь врожденные идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств.
Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией. Декарт писал: "Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим".
Тело влияет на душу, пробуждая в ней "страдательные состояния" (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту "машину" работать и изменять свой ход. Декарт искал в организме орган, с помощью которого эти несовместимые субстанции все же могли бы общаться. Таким органом он предложил считать одну из желез внутренней секреции – шишковидную (эпифиз).
Освобождение живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических эффектов (ощущений, восприятий, эмоций). При этом у Декарта не только тело освобождалось от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат, "обращение назад"). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором – сознание отражает собственные мысли, идеи.
- 1. История психологии как наука: предмет, задачи, методы, связь с другими науками. Методологические проблемы истории психологии.
- 2. Общая характеристика материалистических учений о душе в Древней Греции (натурфилософы, Демокрит, стоики, эпикурейцы).
- 3. Особенности идеалистических учений о душе в Древней Греции (Сократ, Платон).
- 4. Естественно-научный подход к душе в теории Аристотеля.
- 5. Зарождение сакрального подхода к проблеме души. Характеристика неоплатонизма и трудов Августина Блаженного.
- 6. Общая характеристика психологических воззрений в Средние века. Номинализм и реализм. П.Абеляр, ф.Аквинский, у.Оккам.
- 7. Психология ф.Аквинского.
- 8. Развитие психологических идей в арабоязычной науке (Ибн-Сина, Ибн-Рушд).
- 9. Особенности психологических воззрений в эпоху Возрождения.
- 10. Ф.Бэкон – основатель эмпиризма. Учение о научном методе познания.
- 11. Психологическая концепция р.Декарта.
- 12. Психологические проблемы в философии б. Спинозы.
- 13. Материалистическая концепция души т. Гоббса.
- 14. Эмпирическая теория познания Дж. Локка.
- 15. Психологические идеи г. Лейбница.
- 16. Становление эмпиризма во французской психологии XVIII в. (э.Кондильяк, ж.Ламетри, к.Гальвеций, д.Дидро).
- 17. Зарождение ассоциативной психологии. Теория д. Гартли.
- 18. Понятие об ассоциации идей в трудах д. Беркли и д. Юма. Проблема познания.
- 19. Классический ассоцианизм (т.Браун. Дж. Милль, д.С. Милль). Значение ассоциативной психологии.
- 20. Психологическая концепция и. Гербарта. Учение о статике и динамике представлений.
- 21. Психологические идеи в немецкой классической философии (и. Кант, и.Г. Фихте, ф. Шеллинг, г. Гегель, л. Фейербах).
- 22. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Достижения физиологии нервной системы и органов чувств х1х в.
- 23. Возникновение психофизики, психометрии, психофизиологии.
- 24. В. Вундт, программа развития психологии.
- 25. Интенциональная психология ф. Брентано.
- 26. Развитие сравнительной психологии в конце х1х - начале хх века (ф. Гальтон, а. Бине).
- 27. Становление детской психологии в конце х1х - начале хх века (с. Холл, э. Клапаред, д. Селли, э. Мейман и др.).
- 28. Становление зоопсихологии психологии в конце х1х - начале хх века
- 29. Общая характеристика «открытого кризиса» в психологии.
- 30. Экспериментальное исследование мышления в Вюрцбургской школе.
- 31. Структурализм э.Титченера.
- 32. Функционализм. У. Джемс.
- 33. Описательная психология (в. Дильтей, э. Шпрангер).
- 34. Французская социологическая школа (л. Леви-Брюль, п. Жане).
- 35. Психоанализ 3. Фрейда.
- 36. Аналитическая психология к.Г. Юнга.
- 37. Индивидуальная психология а. Адлера.
- 38. Неопсихоанализ (э. Фромм, к. Хорни, г.С. Салливен).
- 40. Классический бихевиоризм (э. Торндайк, Дж. Уотсон).
- 41. Оперантный бихевиоризм б. Скиннера.
- 42. Необихевиоризм (э. Толмен, к. Халл, Дж. Мид, а.Бандура).
- 43. Общая характеристика гештальтпсихологии. Исследования в области восприятия (Вертгеймер, Фолькельт, Келлер…).
- 44. Исследования мышления в гештальтпсихологии. Интеллект антропоидов (в. Келлер). Проблемы продуктивного мышления в трудах м. Вертгеймера.
- 45. Динамическая теория личности к. Левина.
- 46. Генетическая психология ж. Пиаже.
- 47. Гуманистическая психология. Понятие о «чертах личности» г. Олпорта.
- 48. Мотивационная теория а. Маслоу.
- 49. Феноменологический подход к. Роджерса.
- 50. Развитие межкультурных исследований, их влияние на развитие психологии (к. Леви-Стросс, м. Мид).
- 51. Логотерапия в. Франкла.
- 52. Когнитивная психология, ее общая характеристика. Д. Миллер, у. Найссер.
- 53. Общая характеристика развития психологии в России XIX века. Основные направления развития Российской психологии.
- 54. Российская философская психология (в.С. Соловьев, л.М. Лопатин, н.О. Лосский, с.Л. Франк).
- 55. Наука о поведении в России (м.И. Сеченов) и ее развитие в концепциях а.А. Ухтомского, и.П. Павлова и н.А. Бернштейна.
- 56. Развитие экспериментальной психологи в дореволюционной России. Н.Я. Грот. Г.И. Челпанов н.Н. Ланге др.
- 57. Развитие отечественной психологии в 20-30-е годы. Перестройка психологической науки на основе марксизма.
- 58. Рефлексология, реактология, характеристика психологических взглядов в.М. Бехтерева и к.Н. Корнилова.
- 59. Психология социального бытия г.Г. Шпета.
- 60. Педология в советской России, ее достижения и ошибки. Биогенетический и социогенетический подходы в советской психологии (Блонский - Залкинд).
- 61. Культурно-историческая теория л.С. Выготского.
- 62. Теория деятельности с.Л.Рубинштейна - а.Н. Леонтьева.
- 63. Теория установки д. Узнадзе.
- 64. Работы а. Лурии, зарождение нейропсихологии.
- 65. Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина.
- 66. Развитие возрастной и педагогической психологии в работах д.Б. Эльконина и а.Н. Запорожца, л.И. Божович и др.
- 67. Исследования б.М. Теплова и в. Небылицына в области дифференциальной психофизиологии.
- 68. Этапы, закономерности и перспективы развития психологии.