59. Психология социального бытия г.Г. Шпета.
Психология социального бытия Г.Г.Шпета. Предложенный Корниловым путь развития отечественной психологии только на основе марксистской методологии был не единственным, разрабатывавшимся в те годы. В этот период была предпринята попытка сформировать новую психологию, ориентированную на философию и альтернативную как марксистской психологии, так и науке о поведении.
Эта попытка была сделана учеником Челпанова и немецкого философа Гуссерля (у которого он проходил стажировку в Геттингенском университете) Густавом Густавовичем Шпетом (1879-1937). В 1923 году Шпет стал вице-президентом ГАХНа – Государственной академии художественных наук, возглавив также и философскую секцию академии, которая определяла ее научные ориентации. Психология социального бытия, разрабатываемая Шпетом, предполагала анализ социально-исторических причин, обусловливающих развитие психики человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности, а также исследование, проблемы психологических основ культуры, которая была особенно значима для Шпета.
Важнейшим достижением академии явилось осуществление того комплексного, межкультурного подхода, о котором писали многие отечественные ученые – Кавелин, Веселовский, Ковалевский, Ключевский, Грот. Однако уникальность позиции ГАХНа проявилась не только в том, что она наиболее полно выразила антропологизм и стремление к универсализму, характерные для отечественной науки, но и в том, что в основу философских исследований бытия было положено изучение культуры, социального бытия, наиболее полным и окончательным выражением которого, по мнению Шпета, является искусство. Он считал, что именно в искусстве соединяются действительность и наука, разорванные в процессе познания, и философия искусства, таким образом, становится философией "предельного бытия". В своих программных докладах в академии "Границы научного литературоведения" и "Искусство как вид знания" Шпет доказывал, что будущее не только искусства, но и науки (в том числе философии, психологии, эстетики) – в межкультурном взаимодействии, на базе которого и будет сформировано новое понимание, новое качество и науки, и культуры, и жизни.
Творчество Шпета отличало стремление к созданию универсальных научных методологических принципов, объясняющих данные не только гуманитарных, но и естественных наук.
Формирование этой методологии и находилось в центре исследовательских интересов ученых ГАХНа. Однако в 1929 году ГАХН закрывают, а Шпет, как и многие другие профессиональные психологи (в том числе и Челпанов), остается без работы. В 1935 году его арестовывают и высылают сначала в Енисейск, а потом в Томск, где он был арестован вторично и, расстрелян в 1937 году.
Арестованы были и многие коллеги Шпета по академии. Таким образом, попытка построения еще одной психологической школы была резко пресечена.
Точно так же несколько позднее была пресечена и попытка построения детской психологии и педологии.
- 1. История психологии как наука: предмет, задачи, методы, связь с другими науками. Методологические проблемы истории психологии.
- 2. Общая характеристика материалистических учений о душе в Древней Греции (натурфилософы, Демокрит, стоики, эпикурейцы).
- 3. Особенности идеалистических учений о душе в Древней Греции (Сократ, Платон).
- 4. Естественно-научный подход к душе в теории Аристотеля.
- 5. Зарождение сакрального подхода к проблеме души. Характеристика неоплатонизма и трудов Августина Блаженного.
- 6. Общая характеристика психологических воззрений в Средние века. Номинализм и реализм. П.Абеляр, ф.Аквинский, у.Оккам.
- 7. Психология ф.Аквинского.
- 8. Развитие психологических идей в арабоязычной науке (Ибн-Сина, Ибн-Рушд).
- 9. Особенности психологических воззрений в эпоху Возрождения.
- 10. Ф.Бэкон – основатель эмпиризма. Учение о научном методе познания.
- 11. Психологическая концепция р.Декарта.
- 12. Психологические проблемы в философии б. Спинозы.
- 13. Материалистическая концепция души т. Гоббса.
- 14. Эмпирическая теория познания Дж. Локка.
- 15. Психологические идеи г. Лейбница.
- 16. Становление эмпиризма во французской психологии XVIII в. (э.Кондильяк, ж.Ламетри, к.Гальвеций, д.Дидро).
- 17. Зарождение ассоциативной психологии. Теория д. Гартли.
- 18. Понятие об ассоциации идей в трудах д. Беркли и д. Юма. Проблема познания.
- 19. Классический ассоцианизм (т.Браун. Дж. Милль, д.С. Милль). Значение ассоциативной психологии.
- 20. Психологическая концепция и. Гербарта. Учение о статике и динамике представлений.
- 21. Психологические идеи в немецкой классической философии (и. Кант, и.Г. Фихте, ф. Шеллинг, г. Гегель, л. Фейербах).
- 22. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Достижения физиологии нервной системы и органов чувств х1х в.
- 23. Возникновение психофизики, психометрии, психофизиологии.
- 24. В. Вундт, программа развития психологии.
- 25. Интенциональная психология ф. Брентано.
- 26. Развитие сравнительной психологии в конце х1х - начале хх века (ф. Гальтон, а. Бине).
- 27. Становление детской психологии в конце х1х - начале хх века (с. Холл, э. Клапаред, д. Селли, э. Мейман и др.).
- 28. Становление зоопсихологии психологии в конце х1х - начале хх века
- 29. Общая характеристика «открытого кризиса» в психологии.
- 30. Экспериментальное исследование мышления в Вюрцбургской школе.
- 31. Структурализм э.Титченера.
- 32. Функционализм. У. Джемс.
- 33. Описательная психология (в. Дильтей, э. Шпрангер).
- 34. Французская социологическая школа (л. Леви-Брюль, п. Жане).
- 35. Психоанализ 3. Фрейда.
- 36. Аналитическая психология к.Г. Юнга.
- 37. Индивидуальная психология а. Адлера.
- 38. Неопсихоанализ (э. Фромм, к. Хорни, г.С. Салливен).
- 40. Классический бихевиоризм (э. Торндайк, Дж. Уотсон).
- 41. Оперантный бихевиоризм б. Скиннера.
- 42. Необихевиоризм (э. Толмен, к. Халл, Дж. Мид, а.Бандура).
- 43. Общая характеристика гештальтпсихологии. Исследования в области восприятия (Вертгеймер, Фолькельт, Келлер…).
- 44. Исследования мышления в гештальтпсихологии. Интеллект антропоидов (в. Келлер). Проблемы продуктивного мышления в трудах м. Вертгеймера.
- 45. Динамическая теория личности к. Левина.
- 46. Генетическая психология ж. Пиаже.
- 47. Гуманистическая психология. Понятие о «чертах личности» г. Олпорта.
- 48. Мотивационная теория а. Маслоу.
- 49. Феноменологический подход к. Роджерса.
- 50. Развитие межкультурных исследований, их влияние на развитие психологии (к. Леви-Стросс, м. Мид).
- 51. Логотерапия в. Франкла.
- 52. Когнитивная психология, ее общая характеристика. Д. Миллер, у. Найссер.
- 53. Общая характеристика развития психологии в России XIX века. Основные направления развития Российской психологии.
- 54. Российская философская психология (в.С. Соловьев, л.М. Лопатин, н.О. Лосский, с.Л. Франк).
- 55. Наука о поведении в России (м.И. Сеченов) и ее развитие в концепциях а.А. Ухтомского, и.П. Павлова и н.А. Бернштейна.
- 56. Развитие экспериментальной психологи в дореволюционной России. Н.Я. Грот. Г.И. Челпанов н.Н. Ланге др.
- 57. Развитие отечественной психологии в 20-30-е годы. Перестройка психологической науки на основе марксизма.
- 58. Рефлексология, реактология, характеристика психологических взглядов в.М. Бехтерева и к.Н. Корнилова.
- 59. Психология социального бытия г.Г. Шпета.
- 60. Педология в советской России, ее достижения и ошибки. Биогенетический и социогенетический подходы в советской психологии (Блонский - Залкинд).
- 61. Культурно-историческая теория л.С. Выготского.
- 62. Теория деятельности с.Л.Рубинштейна - а.Н. Леонтьева.
- 63. Теория установки д. Узнадзе.
- 64. Работы а. Лурии, зарождение нейропсихологии.
- 65. Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина.
- 66. Развитие возрастной и педагогической психологии в работах д.Б. Эльконина и а.Н. Запорожца, л.И. Божович и др.
- 67. Исследования б.М. Теплова и в. Небылицына в области дифференциальной психофизиологии.
- 68. Этапы, закономерности и перспективы развития психологии.