logo
история психологии 2008год

38. Неопсихоанализ (э. Фромм, к. Хорни, г.С. Салливен).

1. Карен Хорни.В основе – базальное чувство тревоги: как реакция только что появившегося на свет ребенка на враждебную среду, к-ая не покидает человека, но может компенсироваться заботой внутри семьи. Это чув-во порождает невротические потребности. Для компенсации невротического состояния строится идеализированный образ Я. Это не устраняет причины, а лишь приводит к обострению.

2. Эрих Фромм. Автор философско-гуманистического направления в психоанализе. В основе – экзистенциональное противоречие человеческого существования - на протяжении всего человеческого существования, вектор развития человека направлен к свободе от инстинктивной предопределенности + это свобода от биологически определенных особенностей поведения – свобода ложиться тяжким бременем на плечи человека – проблема выбора. Сущ-ет только один путь – творчество, но социальные условия препятствуют, и т.о. человек убежден , что самореализация невозможна, ищет пути бегства от свободы:

1. авторитаризм - основан на садомазохизме. Человек убежден, что смысл существования соотносится с целями, к-ые лежат за пределами «здесь и сейчас» - светлое будущее. Средства: чел-к соотносит свое поведение только с судьбой потомков. Это система: либо ты подаляешь, либо ты подавлен.

2.деструктивизм - необ-мо разрушать, убивать, чтобы не быть убитым. Присуще военной диктатуре.

3.автоматический конформизм - смысл существования в том, чтобы быть не хуже других.

Социальные типы хар-ра:

- рецепторный тип - человек на то, что все блага поступают из вне.

- Эксплуататорский - самое главное извлекать выгоду из др. людей

- Накопительный

- Никрофильный – min требования к выживанию и сущ-ию, нет необ-ти ничего добиваться

- Рыночный тип – принцип быть таким, какой нужен окр-щим. Для того, чтобы сохранить спрос.

Гарри Спок Салливен: межличностные отношения.

Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления – психоанализ и бихевиоризм.

Личность человека, по Салливену, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. "личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений". В своем развитии ребенок проходит несколько этапов – от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве – на основе общения с представителями другого пола и т.д. Хотя ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.

Салливен считал, что потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Однако возможности их удовлетворения разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать ее от близких. Источники же тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни чело века. Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование "Я-системы", лежащей в ее основе.

Говоря о "Я-системе", Салливен выделяет три ее структуры – хорошее Я, плохое Я и не-Я. Стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я являются наиболее важными для личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливен назвал избирательным вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то избирательное внимание регулирует не только собственную персонификацию, но и образы других людей.

39. Эго-психология (А.Фрейд, Э Эриксон).

В творчестве Фрейда можно выделить 2 этапа:

- выделение в структуре личности: бессознательное, предсознательное, сознательное.

- 20 гг. «Я и Оно», «По ту сторону удовольствия», «Единство Оно», «Оно и СверхЯ»

Оно – носитель инстинктов, наполненных либидной энергией; по принципу удовольствия.

СверхЯ – носитель моральных норм, как критик, цензор; по принципу « я должен»

Я – между Оно и СверхЯ следует принципу реальности, учитывает особ-ти внешнего мира, его свойства и отношения.

1. Если Я под влиянием Оно чув-во вины

2. Если СверхЯ слишком требовательно – ущемляется энергетика Оно.

Мех-мы защиты: вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

Т.о. по Фрейду, личность – это динамика побуждающих и сдерживающих сил ...

Стадии развития личности:

1. 0-1 год – зона кормления – оральная.

Потребность в еде; либидозное действие – кусание.

Оно наполнено либидозной энегией, м. получить когда наз\ходиться в состоянии сна. Мир безобъектен. Нет разделения Я и не-Я. Глобальное базовое нарциссическое состояние. Биологическая связь с матерью – потребность быть любимым. Недостаток удовлетворения первых желаний приводит к фиксации – жадность, капризность …

2. 2-3 л. анальная стадия. Либидо концентрируется вокруг ануса – центр внимания ребенка к-го приучают к опрятности. Основное внимание к усвоению социальных норм поведения. На этой стадии от Оно отщепляется Я. Впервые ребенок ищет компромиссы, интериоризует запреты – отсюда потом сформируется СверхЯ. Формируются определенные черты хар-ра и на всю жизнь.

3. 3-5 Фаллическая стадия – высшая ступень детской сексуальности. Либидная энергия обретает внешнюю предметность. Привязанность к одному из родителей, всплески чув-ва ревности к родителю своего пола, разрешение конфликта идет по линии идентификации себя с родителем своего пола. Следствием вытеснения является формирование СверхЯ. Появление тревоги, фрустрации и формирование вытеснения и сублимации. Черты личности – склонность к самонаблюдению, благоразумие, рационализм, усиление черт, свойственных полу.

4. 5-12 Латентная стадия – Я полностью контролируется импульсы Оно, либидная энергия переносится на усвоение социального опыта, знаний, на установление дружеских отношений за пределами семьи.

5.Генитальная стадия – стадия возвышения детских сексуальных стремлений. Подросток стремиться к сексуальным взаимоотношениям. Запреты со стороны социума вызывают феномен фиксации и регресса. Хар-на интенсивная борьба Я и Оно. Часто встречается Эдипов комплекс. Новые мех-мы защиты: аскетизм, интеллектуализация.

Патологические хар-ры:

1. психическая гомосексуальность – преувеличенное внимание к общению со своим полом, избегание противоположного.

2. нарциссизм – либидо переноситься с внешних объектов на себя.

Эрик Эриксон. Вместо либидо – стремление к самоидентичности. 3 составляющих:

Я хочу

Я должен

Я промежуточное, в к-ом чел-к никогда не находится, всегда колеблеться между двумя крайними.

Развитие личности продолжается всю жизнь, а старость – необ-ый период развития личности – высшее состояние развития = мудрость.

Стадии развития личности:

1. младенчество: глобальное доверие – недоверие к миру

2. ранний возраст: автономия – стыд, сомнение

3. возраст игры: главная особенность – агрессивное постижение мира. Чув-во вины - инициативность

4. латентный период. Школьный возраст: первые оценки окр-щих рез-ов своей деят-ти. Достижения – беспомощность.

5. Подростковый возраст: детское стремление к самоидентичности достигает наибольшей силы. Пытается сознательно определить свое место в социуме. Эго-идентичность – ролевое смешение (диффузная идентичность - самоидентичность). Иден-ть – чув-во принадлежности к социууму. Диффузная идентичность – отрицание взглядов о ролях. М. приобрести форму стойкого синдрома и стать негативной идентичностью – панки.

6. Молодость: чел-к может обеспечить себя сам. Влюленность. Интимность – изоляция.

7. Взрослость: основная деят-ть: порождение, основное чув-во: забота. Творчество – застой(продуктивность - инертность).

8. Старость. Основное чув-во – переживание смысла прожитой жизни. Мудрость – разочарования в жизни.