14. Эмпирическая теория познания Дж. Локка.
Джон Локк: два вида опыта. В разработке этого направления видная роль принадлежала соотечественнику Гоббса Джону Локку (1632-1704).
Постулат Локка гласил, что "в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях". Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Выступая против Декарта, который обосновывал свою теорию познания наличием у человека врожденных идей, Локк доказывал ошибочность этого положения. Если бы идеи были врожденными, писал Локк, они были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и глупцу. Однако в этом случае не составляло бы большого труда сформировать у ребенка знание математики, языка, моральных норм. Но все воспитатели знают, что научить ребенка писать и считать очень сложно, при чем разные дети усваивают материал с разной скоростью. Точно так же никто не будет сравнивать рассудок нормального человека и идиота и обучать последнего философии или логике. Существует, по мнению Локка, и еще одно доказательство отсутствия врожденных идей: если бы идеи были врожденными, то все люди в данном обществе придерживались бы одних и тех же моральных и политических убеждений, а этого нигде не наблюдается. Более того, писал Локк, мы знаем, что у разных народов разные языки, разные законы, разные понятия о Боге. Разница в вероисповедании была особенно важна, с точки зрения Локка, так как Декарт считал идею Бога одной из основных врожденных идей.
Доказав таким образом, что нет врожденных идей, Локк далее утверждал, что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa), на которой жизнь пишет свои письмена. Таким образом, и знания, и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного взрослого человека.
Естественно поэтому, что Локк придавал огромное значение воспитанию. Он писал, что в моральном воспитании надо опираться не столько на понимание, сколько на чувства детей, воспитывая у них положительное отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным. В познавательном развитии надо умело использовать природное любопытство детей – оно есть тот ценный механизм, которым наделила нас природа и именно из него вырастает стремление к знаниям. Локк отмечал, что непосредственно в задачу воспитателя входит учет индивидуальных особенностей детей. Это важно и для того, чтобы поддерживать хорошее настроение ребенка в процессе обучения, что способствует более быстрому усвоению знаний.
В самом опыте Локк выделил два источника: ощущение и рефлексию. Наряду с идеями, которые "доставляют" органы чувств, возникают идеи, порождаемые рефлексией как "внутренним восприятием деятельности нашего ума". И те, и другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии.
Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются "внутреннему взору" наблюдающего за ними субъекта. Из этого наиболее отчетливо и популярно разъясненного Локком постулата и возникло понимание предмета психологии. Отныне на его место стали претендовать явления сознания, порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида. Элементами этого опыта, "нитями", из которых соткано сознание, считались идеи, которыми правят законы ассоциации.
Такое понимание сознания определило формирование последующих психологических концепций. Они были пронизаны духом дуализма, за которым стояли реалии социальной жизни, общественной практики. С одной стороны, это научно-технический прогресс, сопряженный с великими теоретическими открытиями в науках о физической природе и внедрением механических устройств; с другой, – самоосознание человека как личности, которая, хотя и сообразуется с промыслом Всевышнего, способна иметь опору в собственном разуме, сознании, понимании.
- 1. История психологии как наука: предмет, задачи, методы, связь с другими науками. Методологические проблемы истории психологии.
- 2. Общая характеристика материалистических учений о душе в Древней Греции (натурфилософы, Демокрит, стоики, эпикурейцы).
- 3. Особенности идеалистических учений о душе в Древней Греции (Сократ, Платон).
- 4. Естественно-научный подход к душе в теории Аристотеля.
- 5. Зарождение сакрального подхода к проблеме души. Характеристика неоплатонизма и трудов Августина Блаженного.
- 6. Общая характеристика психологических воззрений в Средние века. Номинализм и реализм. П.Абеляр, ф.Аквинский, у.Оккам.
- 7. Психология ф.Аквинского.
- 8. Развитие психологических идей в арабоязычной науке (Ибн-Сина, Ибн-Рушд).
- 9. Особенности психологических воззрений в эпоху Возрождения.
- 10. Ф.Бэкон – основатель эмпиризма. Учение о научном методе познания.
- 11. Психологическая концепция р.Декарта.
- 12. Психологические проблемы в философии б. Спинозы.
- 13. Материалистическая концепция души т. Гоббса.
- 14. Эмпирическая теория познания Дж. Локка.
- 15. Психологические идеи г. Лейбница.
- 16. Становление эмпиризма во французской психологии XVIII в. (э.Кондильяк, ж.Ламетри, к.Гальвеций, д.Дидро).
- 17. Зарождение ассоциативной психологии. Теория д. Гартли.
- 18. Понятие об ассоциации идей в трудах д. Беркли и д. Юма. Проблема познания.
- 19. Классический ассоцианизм (т.Браун. Дж. Милль, д.С. Милль). Значение ассоциативной психологии.
- 20. Психологическая концепция и. Гербарта. Учение о статике и динамике представлений.
- 21. Психологические идеи в немецкой классической философии (и. Кант, и.Г. Фихте, ф. Шеллинг, г. Гегель, л. Фейербах).
- 22. Предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку. Достижения физиологии нервной системы и органов чувств х1х в.
- 23. Возникновение психофизики, психометрии, психофизиологии.
- 24. В. Вундт, программа развития психологии.
- 25. Интенциональная психология ф. Брентано.
- 26. Развитие сравнительной психологии в конце х1х - начале хх века (ф. Гальтон, а. Бине).
- 27. Становление детской психологии в конце х1х - начале хх века (с. Холл, э. Клапаред, д. Селли, э. Мейман и др.).
- 28. Становление зоопсихологии психологии в конце х1х - начале хх века
- 29. Общая характеристика «открытого кризиса» в психологии.
- 30. Экспериментальное исследование мышления в Вюрцбургской школе.
- 31. Структурализм э.Титченера.
- 32. Функционализм. У. Джемс.
- 33. Описательная психология (в. Дильтей, э. Шпрангер).
- 34. Французская социологическая школа (л. Леви-Брюль, п. Жане).
- 35. Психоанализ 3. Фрейда.
- 36. Аналитическая психология к.Г. Юнга.
- 37. Индивидуальная психология а. Адлера.
- 38. Неопсихоанализ (э. Фромм, к. Хорни, г.С. Салливен).
- 40. Классический бихевиоризм (э. Торндайк, Дж. Уотсон).
- 41. Оперантный бихевиоризм б. Скиннера.
- 42. Необихевиоризм (э. Толмен, к. Халл, Дж. Мид, а.Бандура).
- 43. Общая характеристика гештальтпсихологии. Исследования в области восприятия (Вертгеймер, Фолькельт, Келлер…).
- 44. Исследования мышления в гештальтпсихологии. Интеллект антропоидов (в. Келлер). Проблемы продуктивного мышления в трудах м. Вертгеймера.
- 45. Динамическая теория личности к. Левина.
- 46. Генетическая психология ж. Пиаже.
- 47. Гуманистическая психология. Понятие о «чертах личности» г. Олпорта.
- 48. Мотивационная теория а. Маслоу.
- 49. Феноменологический подход к. Роджерса.
- 50. Развитие межкультурных исследований, их влияние на развитие психологии (к. Леви-Стросс, м. Мид).
- 51. Логотерапия в. Франкла.
- 52. Когнитивная психология, ее общая характеристика. Д. Миллер, у. Найссер.
- 53. Общая характеристика развития психологии в России XIX века. Основные направления развития Российской психологии.
- 54. Российская философская психология (в.С. Соловьев, л.М. Лопатин, н.О. Лосский, с.Л. Франк).
- 55. Наука о поведении в России (м.И. Сеченов) и ее развитие в концепциях а.А. Ухтомского, и.П. Павлова и н.А. Бернштейна.
- 56. Развитие экспериментальной психологи в дореволюционной России. Н.Я. Грот. Г.И. Челпанов н.Н. Ланге др.
- 57. Развитие отечественной психологии в 20-30-е годы. Перестройка психологической науки на основе марксизма.
- 58. Рефлексология, реактология, характеристика психологических взглядов в.М. Бехтерева и к.Н. Корнилова.
- 59. Психология социального бытия г.Г. Шпета.
- 60. Педология в советской России, ее достижения и ошибки. Биогенетический и социогенетический подходы в советской психологии (Блонский - Залкинд).
- 61. Культурно-историческая теория л.С. Выготского.
- 62. Теория деятельности с.Л.Рубинштейна - а.Н. Леонтьева.
- 63. Теория установки д. Узнадзе.
- 64. Работы а. Лурии, зарождение нейропсихологии.
- 65. Теория поэтапного формирования умственных действий п.Я. Гальперина.
- 66. Развитие возрастной и педагогической психологии в работах д.Б. Эльконина и а.Н. Запорожца, л.И. Божович и др.
- 67. Исследования б.М. Теплова и в. Небылицына в области дифференциальной психофизиологии.
- 68. Этапы, закономерности и перспективы развития психологии.