logo search
6

35. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста.

СРИ – символико-моделирующая деятельность, обеспечивающая ориентацию ребёнка в мире социальных и межличностных отношений, норм, правил, ролей.

Формы общения:

Роль игры в развитии психики ребенка. 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо". 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а сам возраст считается классическим возрастом игры.

Сюжетно-ролевая игра — это деятельность, в ко­торой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создавае­мых или игровых, воображаемых условиях воспро­изводят жизнь взрослых и отношения между ними.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие, способ­ствует творческому воображению, помогает разви­тию общения.

Cтруктура игры:

Ролевая игра имеет социальный характер — как по своему происхождению, так и по содержанию. Ос­новной единицей игры (по терминологии Д. Б. Эльконина) является роль, которую берет на себя ребе­нок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, а действует как взрослый, роль которого он взял на себя.

Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, ко­торая воссоздается в ролевой игре (больница, семья, война, магазин и т. д.). Содержанием игры является то, что ребенок выделяет и воспроизводит как ос­новной момент деятельности взрослых. Как пока­зывают исследования, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не пред­меты, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осу­ществляются через определенные действия.

Содержание игр в дошкольный период посте­пенно меняется: от предметных действий людей — к отношениям между ними, а затем — к выполне­нию правил, регулирующих поведение и отноше­ния людей. Развитие игры происходит от игр с от­крытой ролью и скрытым правилом (правило не проговаривается специально и скорее чувствует­ся, чем осознается ребенком) к играм с открытым правилом и скрытой ролью (роль не явно не обо­значается).

4 ступени с-р и: