47. Значение игры для психического развития ребенка.
Мотивы игры
Игра – это «иллюзорная реализация нереализуемых тенденций» (Л.С. Выготский).
Игровые мотивы – реализуют потребность ребёнка в совместной жизни и деятельности со взрослым, потребность участвовать в социальной деятельности и заниматься определённую позицию в обществе.
Роль – это «единица» игры. Роль и правило.
«Игра – школа произвольности. Свобода в игре иллюзорна» (Л.С. Выготский).
Структуры игры:
роль
игровые действия
замещение
реальные отношения между играющими детьми (между партнёрами по игре)
Замещение – игровое употребление предмета. «Мнимая ситуация» – расхождение видимого и смыслового поля (Л.С. Выготский). Основная функция символизации – переход во внутренний идеальный план – отделение мысли от действия.
Четыре ступени в подчинении правилу в игре:
правила отсутствуют;
правила в явной форме не выступают, но уже начинают регулировать поведение;
правила выступают явно, иногда нарушаются;
поведение ребёнка в игре полностью определяется правилом.
Значение СРИ для психического развития ребёнка
«Игра – источник развития и создаёт зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
развитие мотивационно-потребностной сферы
ориентация в сфере социальных потребностей (в мире взрослых)
формирование социально-значимых мотивов
первичное соподчинение мотивов (первая иерархия мотивов)
изменение психологической формы мотива (возникновение обобщённых намерений, которые могут осознаваться)
преодоление познавательного эгоцентризма
игра характеризуется мнимой воображаемой ситуацией, ребёнок должен учитывать реальные и воображаемые свойства объектов – ребёнок встаёт в позицию концентрации различных точек зрения
наличие партнёра по игре способствует децентрации
развитие идеального плана
развитие произвольности действий
действие по образцу
действие на основе намерений
- 35. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
- 46. Теории детской игры.
- 47. Значение игры для психического развития ребенка.
- 48. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.
- 49. Кризис 6-7 лет, его симптомы и психологический смысл.
- 50. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению.
- 51. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.
- 52. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.
- 53. Психологические особенности младшего школьника.