51. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.
Младший школьный возраст – от 6,5-7 лет до 11-12 лет. Границы жизненного пространства начинают включать отношения с социальным взрослым как представителем взрослого. Возникают два типа отношения «Ребёнок-близкий взрослый» и «Ребёнок-социальный взрослый». Социальный взрослый выполняют функцию социальной оценки поступков ребёнка. Сверстник стал важным партнёром в игре. Теперь сверстник начинает выступать как одноклассник – партнёр по учебному сотрудничеству. Складываются отношения дружбы. Важными качествами становятся успешность, доброжелательность и успеваемость.
Происходит овладение научными понятиями. В основе научных понятий лежит действие. Овладение этими действиями представляет собой учение.
Тройная социальность учебной деятельности [у Выготского двойная социальность ВПФ – по содержанию и генезису]. Учебная деятельность, по определению Д.Б. Эльконина, «трижды» общественна: по содержанию (усвоение социокультурного опыта); по смыслу (является социально значимой и социально оцениваемой); по форме (регулируется социальными нормами и правилами).
Результатом учебной деятельности является само развитие субъекта деятельности.
Перестраивается сознание ребёнка, развивается произвольность и осознанность.
Учебная деятельность имеет определённую структуру. Структура учебной деятельности включает мотивы, учебную задачу, учебные действия и операции, контроль и оценку.
Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину: - МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл. - учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия; - учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие); - действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; - действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.
Эльконин различал оценку и отметку. Оценка представляет собой развёрнутое описание того, что были усвоено или неусвоено. Отметку можно ставить тогда, когда ребёнок уже способен оценивать себя сам.
Эльконин и Давыдов показали, что при различных видах обучения (традиционное и развивающее) возникают различные новообразования:
способность к анализу (по элементам при традиционном обучении или по единицам при развивающем обучении)
рефлексия (формальная или содержательная) – осознание состава действий, операций и причин, определяющих именно этот состав действия
планирование (пошаговое или целостное, системное, ориентированное на цель)
развитие самооценки, которая становится адекватной, дифференцированной по разным качествам и дифференцированной на Я-реальное, Я-идеальное и Я-отражённое.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 35. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
- 46. Теории детской игры.
- 47. Значение игры для психического развития ребенка.
- 48. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.
- 49. Кризис 6-7 лет, его симптомы и психологический смысл.
- 50. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению.
- 51. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.
- 52. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.
- 53. Психологические особенности младшего школьника.