logo
6

48. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.

Социальная ситуация развития – распад прежней тесно совместной деятельности «Ребёнок-Взрослый».

Сохранение стремления «быть как взрослый», жить совместной жизнью со взрослым.

Расширение круга общения – общение со сверстниками.

Освоение новых институтов социализации (дошкольные образовательные учреждения, детские коллективы).

Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность.

1) Восприятие. В дошкольном возрасте одной из важных линий развития является развитие восприятия.

А.В. Запорожец. Развитие продуктивных видов деятельности символико-моделирующего типа (рисование, лепка, аппликация, восприятие сказки и литературных произведений). Усвоение ребёнком социальных сенсорных эталонов (цвета, формы и др.). Формирование системы перцептивных действий (сравнение с эталоном, идентификация, замещение, моделирование).

Перцептивные действия:

«Прозрачное» рисование. Рисует то, что знает (например, карман и всё, что в нём).

Венгер – наглядное моделирование.

Наглядные модели – специфич ср-ва, позволяющие усваивать обобщенные знания о связях и закономерностях явлений действительности.

Создать нагл модель значит:

Закономерности развития познавательных способностей (Венгер)

    1. развитие способности использовать сенс эталоны (до 4х лет знает, что такое красн и зеленый ,но после категоризирует: дифференц сенс эталонов (красный – малин, розовый, рыжий..), обозначает различия

    2. овладение действием наглядного моделирования

    3. возрастание обобщенности

    4. изменение моделей

  1. Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.

  2. Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи.

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.

Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов.

Психологические новообразования дошкольного возраста:

  1. Мотивационные

  1. Универсальная способность к опосредствованию.

  2. Наглядно-образное мышление.

  3. Децентрация, преодоление познавательного эгоцентризма.

  4. Произвольность поведения и деятельности как способность следовать принятой цели.

  5. Происходит развитие новой функции речи – функции планирования и регуляции деятельности (речь для себя).

Развитие речи:

  1. констатирующая (констатация результата действия)

  2. сопровождающая (речь происходит одновременно с действиями)

  3. опережающий характер (немного забегает вперёд)

  4. характер планирования (речь предваряет деятельность)

Начало овладения контекстной речью (продолжается в младшем школьном возрасте). Для формирования контекстной речи необходимо овладение системой средств, упорядочивание повествования во времени и по логике (Илюшина).

Происходит формирование самооценки. Образ Я включает:

Практическое опробование своих возможностей и сравнение их с возможностями других детей.

Основные новообразования мотивационно-потребностной сферы определяются тем, что игра является ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой дея­тельности, направленной на выделение основных функций социаль­ной деятельности. Результатом такой ориентировки становится фор­мирование у ребенка новых по содержанию социальных мотивов.