48. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.
Социальная ситуация развития – распад прежней тесно совместной деятельности «Ребёнок-Взрослый».
Сохранение стремления «быть как взрослый», жить совместной жизнью со взрослым.
Расширение круга общения – общение со сверстниками.
Освоение новых институтов социализации (дошкольные образовательные учреждения, детские коллективы).
Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность.
1) Восприятие. В дошкольном возрасте одной из важных линий развития является развитие восприятия.
А.В. Запорожец. Развитие продуктивных видов деятельности символико-моделирующего типа (рисование, лепка, аппликация, восприятие сказки и литературных произведений). Усвоение ребёнком социальных сенсорных эталонов (цвета, формы и др.). Формирование системы перцептивных действий (сравнение с эталоном, идентификация, замещение, моделирование).
Перцептивные действия:
сравнение объекта с эталоном
идентификация
замещение (из спичек сложить собачку)
моделирование – объединение всех предыдущих пунктов.
«Прозрачное» рисование. Рисует то, что знает (например, карман и всё, что в нём).
Венгер – наглядное моделирование.
Наглядные модели – специфич ср-ва, позволяющие усваивать обобщенные знания о связях и закономерностях явлений действительности.
Создать нагл модель значит:
замещение (ребенок строит замок, исп кубики)
построение можели (из кубиков - башню)
исп модели как ср-ва решения задачи.
Закономерности развития познавательных способностей (Венгер)
развитие способности использовать сенс эталоны (до 4х лет знает, что такое красн и зеленый ,но после категоризирует: дифференц сенс эталонов (красный – малин, розовый, рыжий..), обозначает различия
овладение действием наглядного моделирования
возрастание обобщенности
изменение моделей
Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий - подготовки детей к школьному обучению.
Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи.
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов.
Психологические новообразования дошкольного возраста:
Мотивационные
Первичное соподчинение мотивов, их иерархизация.
Рождение личностного смысла.
Формирование новых по своему содержанию социальных смыслов, ведущий мотив – занять новую социальную позицию.
Универсальная способность к опосредствованию.
Наглядно-образное мышление.
Децентрация, преодоление познавательного эгоцентризма.
Произвольность поведения и деятельности как способность следовать принятой цели.
Происходит развитие новой функции речи – функции планирования и регуляции деятельности (речь для себя).
Развитие речи:
констатирующая (констатация результата действия)
сопровождающая (речь происходит одновременно с действиями)
опережающий характер (немного забегает вперёд)
характер планирования (речь предваряет деятельность)
Начало овладения контекстной речью (продолжается в младшем школьном возрасте). Для формирования контекстной речи необходимо овладение системой средств, упорядочивание повествования во времени и по логике (Илюшина).
Происходит формирование самооценки. Образ Я включает:
аффективный компонент (самоотношение, самопринятие вырастает из отношения родителей)
когнитивный компонент (представление о своей компетентности в той или иной области)
регулятивный компонент (уровень притязаний на успешность).
Практическое опробование своих возможностей и сравнение их с возможностями других детей.
Основные новообразования мотивационно-потребностной сферы определяются тем, что игра является ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности, направленной на выделение основных функций социальной деятельности. Результатом такой ориентировки становится формирование у ребенка новых по содержанию социальных мотивов.
- 35. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
- 46. Теории детской игры.
- 47. Значение игры для психического развития ребенка.
- 48. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.
- 49. Кризис 6-7 лет, его симптомы и психологический смысл.
- 50. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению.
- 51. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.
- 52. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.
- 53. Психологические особенности младшего школьника.