35. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольного возраста.
СРИ – символико-моделирующая деятельность, обеспечивающая ориентацию ребёнка в мире социальных и межличностных отношений, норм, правил, ролей.
Формы общения:
внеситуативно-познавательная (3-5 лет)
внеситуативно-личностная (5-7 лет)
Роль игры в развитии психики ребенка. 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо". 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности). 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, а сам возраст считается классическим возрастом игры.
Сюжетно-ролевая игра — это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых или игровых, воображаемых условиях воспроизводят жизнь взрослых и отношения между ними.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие, способствует творческому воображению, помогает развитию общения.
Cтруктура игры:
роли
игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный характер
игровое употребление предметов
реальные отношения между играющими детьми
Ролевая игра имеет социальный характер — как по своему происхождению, так и по содержанию. Основной единицей игры (по терминологии Д. Б. Эльконина) является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, а действует как взрослый, роль которого он взял на себя.
Необходимо различать сюжет и содержание игры. Сюжет — это область действительности, которая воссоздается в ролевой игре (больница, семья, война, магазин и т. д.). Содержанием игры является то, что ребенок выделяет и воспроизводит как основной момент деятельности взрослых. Как показывают исследования, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы, не машины, не сам по себе производственный процесс, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия.
Содержание игр в дошкольный период постепенно меняется: от предметных действий людей — к отношениям между ними, а затем — к выполнению правил, регулирующих поведение и отношения людей. Развитие игры происходит от игр с открытой ролью и скрытым правилом (правило не проговаривается специально и скорее чувствуется, чем осознается ребенком) к играм с открытым правилом и скрытой ролью (роль не явно не обозначается).
4 ступени с-р и:
центр содерж – предметные действия. действия однообразны, нет предварит планирования игры.
центр сод – предм д-я ,но соответствие игрового плана реальному. Игровое переименование не стойкое
осн сод – выполнение роли и связ с нею действий. Предварит планирование.
осн сод – выполнение действий, отражающих соц и межличностные отношения., предв планирование, правила.
- 35. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста.
- 46. Теории детской игры.
- 47. Значение игры для психического развития ребенка.
- 48. Психологические особенности дошкольника: особенности умственного развития и развития личности.
- 49. Кризис 6-7 лет, его симптомы и психологический смысл.
- 50. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению.
- 51. Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развития.
- 52. Роль учебной деятельности в психическом развитии в младшем школьном возрасте.
- 53. Психологические особенности младшего школьника.