19. Классификация детей с зпр
Лебединская: этиологические критерии, выделяется 4 варианта ЗПР.
1. конституционального происхождения – гармонический психофизический и психический инфантилизм. Инфантильная психика сочетается с инфантильным телосложением. Детская пластичность мимики и моторики. Развитие эмоциональной сферы соответствует более раннему возрастному этапу. Эмоции яркие и живые, в поведении преобладают эмоциональные реакции. В деятельности доминирует игровой интерес, отмечается внушаемость и не самостоятельность. Неутомимость в игре, могут играть часами. В игре много элементов творчества и фантазии. В интеллектуальной деятельности быстро наступает пресыщение. Проблемы возникают при поступлении в школу, нет интереса к учебе, не сформированы представления о дисциплине, затрудненно формирование социальной позиции школьника. Эмоциональная не зрелость затрудняет адаптацию ребенка в коллективе. Возможно патохарактерологическое формирование личности по не устойчивому типу. Эти особенности могут наследоваться, конституциональный семейный анамнез, кто то из родителей тоже медленно взрослел.
2. соматогенного происхождения, эмоциональная не зрелость обусловлена длительным хроническим заболеванием, пороками физического развития внутренних органов, после операций, при сахарном диабете, бронхиальной астме, патологии желудочно-кишечного тракта. Физическая и психическая астенизация, формируется робость, боязливость, не уверенность в себе, не способность к самостоятельному принятию решения, зависимость и беинициативность. Этому способствует режим жестких ограничений и контроля, фактор искусственной инфантилизации, гиперопека.
3. психогенного происхождения, следствие не благоприятных условий воспитания. В силу психогенной ситуации, сила зависит от времени воздействия – чем раньше и чем тяжелее интенсивность воздействия, тем тяжелее задержка, тем более вероятно характерное формирование личности. Не благоприятные условия: гиперопека, безнадзорность, в результате которой ЗПР. может привести к патологическому развитию личности по не устойчивому типу. Проявляется в импульсивности, не способности сдерживать свои эмоции и желания, не сформировано чувство долга и ответственности. Гиперопека формирует эгоцентризм, установки тормозящие развитие воли, жестокое и грубое отношение с ребенком приводит к невротическому развитию личности. ЗПР. проявляется в отсутствии инициативы, не самостоятельности и робости.
4. церебрально-органического генеза: возникает вследствие патологии беременности , родов, инфекций, интоксикаций, травм в первый год жизни. Отличается от олигофрении тяжестью поражения и временным интервалом поражения. Раннее воздействие приводит к развитию олигофрении, чем позже тем чаще задержка, проявляется в незрелости в сочетании повреждением нервной системы. В структуре церебрально-органической формы почти всегда наблюдается ряд энцефалопатических расстройств – психопатоподобная и неврозоподобная симптоматика, проявления психорганического синдрома, свидетельствующие о повреждении нервной системы. 50-90 % задержки психического развития имеют неврологическую симптоматику, гипертензионный синдром, нарушение нервной иннервации и проявления вегетативной сосудистой дистонии. Эмоционально-волевая незрелость проявляется в органическом инфантилизме, не яркости и живости эмоций, эмоции достаточно примитивны, не похожи на ребенка более младшего возраста.
- 1. Предмет, задачи, направления специальной психологии
- 2. Понятие «норма», «патология». Факторы психического развития человека
- 3. Выготский л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5.
- 4. Понятие дизонтогенеза. Факторы, влияющие на тип дизонтогенеза
- 5. Классификация психического дизонтогенеза (по в. В. Лебединскому)
- 6. Клинические закономерности психического дизонтогенеза
- 7. Параметры психического дизонтогенеза
- 8. Психическое недоразвитие: общая характеристика
- 9. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
- 10. Олигофрения как типичная модель психического недоразвития
- 11. Психологическая структура дефекта при олигофрении
- 12. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей
- 13. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно-отсталых детей
- 14. Основные направления коррекционной работы с умственно отсталыми детьми
- 15. Поврежденное психическое развитие
- 16. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей в форме деменции
- 17. Задержанное психическое развитие. Общая характеристика
- 18. Слепович е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью (Коррекция отклонений в психическом развитии детей с легкой интеллектуальной недостаточностью)
- 19. Классификация детей с зпр
- 20. Варианты зпр: общая психолого-педагогическая характеристика
- 21. Особенности познавательной деятельности детей с зпр
- 22. Особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности детей с зпр
- 23. Содержание профессиональной деятельности психолога при работе с детьми с зпр
- 24. Особенности диагностического направления работы с детьми с зпр
- 25. Диагностика как основное направление работы психолога с детьми с зпр
- 26. Наблюдение как наиболее информативный метод диагностики детей с зпр
- 28. Белопольская н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития
- 29. Особенности коррекционного направления работы с детьми с зпр
- 30. Основные направления психокоррекции при работе с детьми с зпр
- 31. Основные направления психологической помощи детям с зпр
- 33. Организация взаимодействия психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с зпр
- 34. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями слуха
- 35. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
- 36. Дефицитраное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- 37. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
- 38. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 39. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 40. Дефицитарное психическое развитие: дети с тяжелыми нарушениями речи
- 41. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
- 42. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным дефектом
- 43. Искаженное психическое развитие. Общая психолого-педагогическая характеристика
- 44. Психолого-педагогическая характеристика детей с рда
- 45. Психологическая характеристика степеней тяжести рда
- 46. Основные направления психологической помощи детям с рда
- 47. Организация взаимодействий психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с рда
- 48. Л. С. Выготский. Дефект и его структура
- 49. Взаимообусловленность коррекции и компенсации в процессе реабилитации
- 50. Мамайчук и. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии
- 51. Психологическая служба в специальных образовательных учреждениях
- 52. Направления деятельности психолога в образовательных учреждения для детей с опфр
- 53. Вопросы психологической диагностики отклонений психического развития у детей