18. Слепович е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью (Коррекция отклонений в психическом развитии детей с легкой интеллектуальной недостаточностью)
В книге рассматриваются вопросы, связанные с построением психологической практики коррекционной работы с детьми, имеющими легкие отклонения в интеллектуальном развитии. По сравнению с имеющимися работами в сфере помощи детям с отклонениями в психофизическом развитии новым в данной монографии является то, что авторы характеризуют закономерности и феномены отклоняющегося интеллектуального развития ребенка в соответствии с задачами психологической практики. Предложенная психологическая характеристика детей с отклонениями в интеллектуальном развитии лежит в основе построения системы психокоррекционной работы. Особое место в монографии занимает авторский подход к подготовке психологов к практике работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии.
Основная цель психологической помощи детям с проблемами в развитии — это гармонизация их личностного и интеллектуального потенциала, исправление имеющихся нарушений в психическом развитии, профилактика возможных отклонений в развитии, обусловленных как внутренней спецификой психического дизонтогенеза (тяжесть и структура дефекта), так и внешним влиянием (средовые факторы).
С учетом многообразия вариантов нарушений познавательной деятельности и личности у детей с проблемами в развитии нами были разработаны основные принципы психологической коррекции и психокоррекционные технологии. В основу их положен анализ сложной структуры дефекта, его значимости в общей структуре психического развития ребенка.
Для эффективной психологической коррекции детей с проблемами в развитии важно учитывать сложные системно-структурные и онтогенетические модели их психического дизонтогенеза.
Именно это и позволяет разработать дифференцированные методы психокоррекционных воздействий с ориентацией на степень тяжести и специфическую структуру дефекта.
Учет онтогенетических моделей предполагает два основных направления в психокоррекции:
первое — возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов и личности, активизация этих процессов в качестве ранее не использованных резервов.
Например, для формирования зрительно-пространственных функций у детей с психическим недоразвитием, задержанным развитием и церебральным параличом мы учим их предметно-практическим манипуляциям, формируем у них ориентировочную и мотивационную основы действия. Для развития коммуникативных навыков и эмоционально-волевой устойчивости используются различные подвижные игры и расслабляющие техники, направленные на более ранний уровень эмоционального реагирования ребенка (психотехники «родительский массаж», «холдинг-терапии» и пр.); второе — ориентация на уровень ближайшего развития ребенка. Это предполагает стимуляцию взросления личности детей с проблемами в развитии и включает в себя формирование их самооцен¬ки, самоуважения, адекватного отношения к своему дефекту.
Важную роль в эффективности психологической коррекции играет семья ребенка с проблемами в развитии. Это требует обязательного включения в психокоррекционный комплекс семейной психокоррекции, направленной на гармонизацию семейных отношений и формирование адекватных стилей семейного воспитания.
Сложность, многообразие и специфика аномального развития ребенка требует системного подхода к разработке психокоррекционных технологий. Психокоррекционные технологии мы рассматриваем как совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного процесса.
Главные направления психологической коррекции детей с проблемами в развитии определяются ведущими симптомокомплексами, лежащими в основе дефекта ребенка. Для детей с выраженной церебрально-органической недостаточностью (умственная отсталость, детские церебральные параличи, задержка церебрально-органического генеза, и пр.) — это коррекция интеллектуальных, гностических и эмоционально-волевых функций. Для больных с легкой степенью церебрально-органической недостаточности (соматогенные формы задержки психического развития, церебрастенические нарушения вследствие травм и инфекций) — это коррекция нейродинамических характеристик познавательных процессов и личностного развития. Для детей с поврежденным развитием — дифференцированная коррекция познавательных процессов и личности в зависимости от тяжести последствий повреждения мозга (астения, церебрастения, церебропатия).
- 1. Предмет, задачи, направления специальной психологии
- 2. Понятие «норма», «патология». Факторы психического развития человека
- 3. Выготский л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5.
- 4. Понятие дизонтогенеза. Факторы, влияющие на тип дизонтогенеза
- 5. Классификация психического дизонтогенеза (по в. В. Лебединскому)
- 6. Клинические закономерности психического дизонтогенеза
- 7. Параметры психического дизонтогенеза
- 8. Психическое недоразвитие: общая характеристика
- 9. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
- 10. Олигофрения как типичная модель психического недоразвития
- 11. Психологическая структура дефекта при олигофрении
- 12. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей
- 13. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно-отсталых детей
- 14. Основные направления коррекционной работы с умственно отсталыми детьми
- 15. Поврежденное психическое развитие
- 16. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей в форме деменции
- 17. Задержанное психическое развитие. Общая характеристика
- 18. Слепович е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью (Коррекция отклонений в психическом развитии детей с легкой интеллектуальной недостаточностью)
- 19. Классификация детей с зпр
- 20. Варианты зпр: общая психолого-педагогическая характеристика
- 21. Особенности познавательной деятельности детей с зпр
- 22. Особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности детей с зпр
- 23. Содержание профессиональной деятельности психолога при работе с детьми с зпр
- 24. Особенности диагностического направления работы с детьми с зпр
- 25. Диагностика как основное направление работы психолога с детьми с зпр
- 26. Наблюдение как наиболее информативный метод диагностики детей с зпр
- 28. Белопольская н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития
- 29. Особенности коррекционного направления работы с детьми с зпр
- 30. Основные направления психокоррекции при работе с детьми с зпр
- 31. Основные направления психологической помощи детям с зпр
- 33. Организация взаимодействия психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с зпр
- 34. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями слуха
- 35. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
- 36. Дефицитраное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- 37. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
- 38. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 39. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 40. Дефицитарное психическое развитие: дети с тяжелыми нарушениями речи
- 41. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
- 42. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным дефектом
- 43. Искаженное психическое развитие. Общая психолого-педагогическая характеристика
- 44. Психолого-педагогическая характеристика детей с рда
- 45. Психологическая характеристика степеней тяжести рда
- 46. Основные направления психологической помощи детям с рда
- 47. Организация взаимодействий психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с рда
- 48. Л. С. Выготский. Дефект и его структура
- 49. Взаимообусловленность коррекции и компенсации в процессе реабилитации
- 50. Мамайчук и. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии
- 51. Психологическая служба в специальных образовательных учреждениях
- 52. Направления деятельности психолога в образовательных учреждения для детей с опфр
- 53. Вопросы психологической диагностики отклонений психического развития у детей