45. Психологическая характеристика степеней тяжести рда
Выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:
1. полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.
2. активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящиеся к 1-ой группе.
3. захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.
4. чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.
При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.
- 1. Предмет, задачи, направления специальной психологии
- 2. Понятие «норма», «патология». Факторы психического развития человека
- 3. Выготский л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5.
- 4. Понятие дизонтогенеза. Факторы, влияющие на тип дизонтогенеза
- 5. Классификация психического дизонтогенеза (по в. В. Лебединскому)
- 6. Клинические закономерности психического дизонтогенеза
- 7. Параметры психического дизонтогенеза
- 8. Психическое недоразвитие: общая характеристика
- 9. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
- 10. Олигофрения как типичная модель психического недоразвития
- 11. Психологическая структура дефекта при олигофрении
- 12. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей
- 13. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно-отсталых детей
- 14. Основные направления коррекционной работы с умственно отсталыми детьми
- 15. Поврежденное психическое развитие
- 16. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей в форме деменции
- 17. Задержанное психическое развитие. Общая характеристика
- 18. Слепович е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью (Коррекция отклонений в психическом развитии детей с легкой интеллектуальной недостаточностью)
- 19. Классификация детей с зпр
- 20. Варианты зпр: общая психолого-педагогическая характеристика
- 21. Особенности познавательной деятельности детей с зпр
- 22. Особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности детей с зпр
- 23. Содержание профессиональной деятельности психолога при работе с детьми с зпр
- 24. Особенности диагностического направления работы с детьми с зпр
- 25. Диагностика как основное направление работы психолога с детьми с зпр
- 26. Наблюдение как наиболее информативный метод диагностики детей с зпр
- 28. Белопольская н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития
- 29. Особенности коррекционного направления работы с детьми с зпр
- 30. Основные направления психокоррекции при работе с детьми с зпр
- 31. Основные направления психологической помощи детям с зпр
- 33. Организация взаимодействия психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с зпр
- 34. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями слуха
- 35. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
- 36. Дефицитраное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- 37. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
- 38. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 39. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 40. Дефицитарное психическое развитие: дети с тяжелыми нарушениями речи
- 41. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
- 42. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным дефектом
- 43. Искаженное психическое развитие. Общая психолого-педагогическая характеристика
- 44. Психолого-педагогическая характеристика детей с рда
- 45. Психологическая характеристика степеней тяжести рда
- 46. Основные направления психологической помощи детям с рда
- 47. Организация взаимодействий психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с рда
- 48. Л. С. Выготский. Дефект и его структура
- 49. Взаимообусловленность коррекции и компенсации в процессе реабилитации
- 50. Мамайчук и. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии
- 51. Психологическая служба в специальных образовательных учреждениях
- 52. Направления деятельности психолога в образовательных учреждения для детей с опфр
- 53. Вопросы психологической диагностики отклонений психического развития у детей