logo
папочка / spetsialnaya_psikhologia

24. Особенности диагностического направления работы с детьми с зпр

Задача психодиагностики состоит в получении достоверных данных о психологическом статусе обследуемого, которые используются в других направлениях психологической помощи. Диагностическая работа не является для практического психолога самоцелью, она предназначена для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития детей с ЗПР. Эта работа необходима для обеспечения контроля за динамикой развития ребенка, для предупреждения возможных отклонений, определения программы оптимизации условий развития ребенка и оценки эффективности системы психологической помощи.

Психодиагностика не является собственно методом целенаправленной психологической помощи, а выступает необходимым ее условием. Цель диагностической работы с детьми с ЗПР состоит в выработке рекомендаций для всего реабилитационного процесса. Ведущие функции диагностики включают: установление обратной связи, оценку результативности, конструирование (на основе диагноза можно формировать проекцию личности ребенка); прогноз как предсказание будущего интеллектуального и личностного развития.

Психодиагностическая работа с детьми подчиняется основным законам диагностического исследования. Ребенок – это специфический объект исследования, его психика находится в становлении, развитии, поэтому при ее изучении следует руководствоваться определенными принципами:

1. Принцип гуманизма – любое исследование должно способствовать развитию ребенка, а не тормозить его. Диагноз предполагает не только установление существующего уровня развития, но и выявление его резервов. При этом специалисту следует руководствоваться основным и важным требованием: «Не навреди!»

2. Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии, а не по аналогии с психическими особенностями взрослого.

3. Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. Надо иметь в виду, что эти связи могут быть скрыты временными и преходящими влияниями. Причины могут носить биогенный, социогенный и психогенный характер.

4. Принцип развития психики в деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития служит та или иная деятельность. Деятельность – это не только одно из условий развития психики, но и один из аспектов ее изучения.

5. Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

6. Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает последовательность. Необходимо исследовать не отдельно взятые параметры – должны прослеживаться все стороны развития, с прогнозированием его хода. Важно определить место каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития.

Основные принципы применения методов психологической диагностики в изучении детей с нарушениями психического развития наиболее отчетливо сформулированы В.И. Лубовским. К их числу, прежде всего, относятся принцип целенаправленности методик (т. е. их направленность на выявление наиболее существенных характеристик), с ориентацией на выявление потенциальных возможностей больного, принцип включения в систему тестов ряда разнородных заданий, которые достаточно полно охватывали бы особенности психической деятельности обследуемых. В.И. Лубовский отмечает, что по мере уменьшения выраженности и однозначности собственно психопатологических расстройств значительно повышается роль данных психологического исследования.