47. Организация взаимодействий психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с рда
Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того, как отклонения в развитии и поведении ребенка становятся очевидными для всех. А до постановки окончательного диагноза иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы приходят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к справочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребенка, в других - к шизофрении.
Кроме того, в некоторых статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обычно появляются в семьях, где мама и папа - люди с развитым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в литературе на такую трактовку причин возникновения аутизма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребенком и перед обществом. А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с родителями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ребенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его "сильные" и "слабые" стороны, мамы и папы могут совместно с психологом и педагогом определить уровень требований к нему, выбрать основные направления и формы работы.
Родители должны понять, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной "эмоциональной бури". Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.
Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагирует на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится "около" детей или взрослых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внутренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюдение за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ребенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.
Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреплению контактов родителя с ребенком). Причем желательно медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе. Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.
Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детского сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, отрыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ребенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке. Родители для работы со своими детьми могут использовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов.
Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира. Педагоги и психологи совместными усилиями добиваются общей цели: помочь ребенку адаптироваться к детскому саду или школе. Вместе они вырабатывает индивидуальную программу развития ребенка. Педагог ставит конкретные образовательные задачи, а психолог, опираясь на общие закономерности развития детей-аутистов, помогает решать возникающие проблемы. В процессе наблюдения за ребенком воспитатель или учитель могут проконсультироваться с психологом по возникающим вопросам.
- 1. Предмет, задачи, направления специальной психологии
- 2. Понятие «норма», «патология». Факторы психического развития человека
- 3. Выготский л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5.
- 4. Понятие дизонтогенеза. Факторы, влияющие на тип дизонтогенеза
- 5. Классификация психического дизонтогенеза (по в. В. Лебединскому)
- 6. Клинические закономерности психического дизонтогенеза
- 7. Параметры психического дизонтогенеза
- 8. Психическое недоразвитие: общая характеристика
- 9. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей
- 10. Олигофрения как типичная модель психического недоразвития
- 11. Психологическая структура дефекта при олигофрении
- 12. Особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей
- 13. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно-отсталых детей
- 14. Основные направления коррекционной работы с умственно отсталыми детьми
- 15. Поврежденное психическое развитие
- 16. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей в форме деменции
- 17. Задержанное психическое развитие. Общая характеристика
- 18. Слепович е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью (Коррекция отклонений в психическом развитии детей с легкой интеллектуальной недостаточностью)
- 19. Классификация детей с зпр
- 20. Варианты зпр: общая психолого-педагогическая характеристика
- 21. Особенности познавательной деятельности детей с зпр
- 22. Особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности детей с зпр
- 23. Содержание профессиональной деятельности психолога при работе с детьми с зпр
- 24. Особенности диагностического направления работы с детьми с зпр
- 25. Диагностика как основное направление работы психолога с детьми с зпр
- 26. Наблюдение как наиболее информативный метод диагностики детей с зпр
- 28. Белопольская н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития
- 29. Особенности коррекционного направления работы с детьми с зпр
- 30. Основные направления психокоррекции при работе с детьми с зпр
- 31. Основные направления психологической помощи детям с зпр
- 33. Организация взаимодействия психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с зпр
- 34. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями слуха
- 35. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
- 36. Дефицитраное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- 37. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
- 38. Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 39. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- 40. Дефицитарное психическое развитие: дети с тяжелыми нарушениями речи
- 41. Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
- 42. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным дефектом
- 43. Искаженное психическое развитие. Общая психолого-педагогическая характеристика
- 44. Психолого-педагогическая характеристика детей с рда
- 45. Психологическая характеристика степеней тяжести рда
- 46. Основные направления психологической помощи детям с рда
- 47. Организация взаимодействий психолога с педагогами и родителями при работе с детьми с рда
- 48. Л. С. Выготский. Дефект и его структура
- 49. Взаимообусловленность коррекции и компенсации в процессе реабилитации
- 50. Мамайчук и. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии
- 51. Психологическая служба в специальных образовательных учреждениях
- 52. Направления деятельности психолога в образовательных учреждения для детей с опфр
- 53. Вопросы психологической диагностики отклонений психического развития у детей