logo search
папочка / spetsialnaya_psikhologia

16. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей в форме деменции

При деменции выделяют порциальное (лакунарное) и тотальное слабоумие.

Одним из важных признаков приобретенного слабоумия является полная или частичная малообратимая или необратимая утрата ранее приобретенных знаний и практического опыта .

При олигофрении в основе ее не распад или утрата приобретенных знаний, а недоразвитие интеллекта и познавательной деятельности в целом как результат задержки или остановки развития познавательных процессов в раннем постнатальном периоде. Основным отличительным признаком деменции от олигофрении у детей является мозаичность психических нарушений, неравномерность снижения отдельных познавательных функций, сохранность одной из них или нескольких, сохранность словарного запаса и ряда приобретенных навыков, а также несоответствие между запасом знаний и личностными расстройствами: слабость побуждений, снижение критики, утрата высших эмоций.

Важным признаком являются нарушения предпосылок интеллекта: памяти, внимания, психической активности и работоспособности, целенаправленности психической деятельности.

В детской психиатрии для оценки интеллектуальных способностей, особенно при врожденном слабоумии, используют показатели интеллектуального коэффициента (IQ), который определяется по формуле:

психический возраст / хронический возраст х 100

Психический возраст определяется по способности ребенка выполнять тесты, характерные именно для этого возраста. Если ребенок способен выполнять только тесты, которые характерны для более младшего возраста, то по этим тестам и определяется его психический возраст.

В детской психиатрии на основании психопатологических особенностей выделяют органическую, эпилептическую и шизофреническую деменцию.

Органическая деменция развивается как результат органического поражения головного мозга. Для нее характерен психоорганический синдром: снижение памяти, расстройства поведения и аффективные нарушения.

В раннем детском и дошкольном возрасте ведущими являются утрата или ослабление навыков опрятности и самообслуживания, моторики, нарушение речи. Иногда психическая деятельность становится нецеленаправленной, преобладает моторное возбуждение или эйфорический фон настроения.

В школьном возрасте резко снижается умственная работоспособность, выявляются недостаточность функции обобщения и замедление мыслительных процессов (брадифрения).

В препубертатном и пубертатном возрасте наблюдаются нарушения познавательной деятельности, которые сочетаются с психопатоподобными расстройствами: эмоционально-волевой неустойчивостью и расторможенностью влечений.

Эпилептическая деменция - это сочетание интеллектуальной недостаточности (страдает уровень обобщения и абстрактное мышление) с изменениями личности: эгоцентризм, инертность, аффективная вязкость, злопамятность, жестокость, мстительность, сочетающаяся с льстивостью и угодливостью. Фон настроения часто угрюмый со склонностью к взрывам агрессии. Такая клиническая картина наблюдается при раннем начале заболевания, обычно до 2-3 лет. При злокачественном течении эпилепсии в младшем возрасте интеллектуальные расстройства трудно отличимы от олигофреноподобного дефекта. У детей дошкольного возраста наблюдается расторможенность сексуального влечения, в ряде случаев извращение влечений, они получают удовольствие, причиняя боль: ударяют, кусают, царапают окружающих.

Шизофреническая деменция (апатическое слабоумие) - отличается от других видов слабоумия тем, что осмысление и способность к обобщению часто нарушены незначительно, но мышление непродуктивно, паралогично, искажено.

При шизофренической деменции наблюдаются глубокий дефект личности, снижение побуждений и психической активности, бездеятельность, апатия, эмоциональная опустошенность, выраженный аутизм, отгороженность от окружающих, активное противодействие контактам.

При раннем начале болезни формируется олигофреноподобный дефект с глубокой умственной отсталостью, сопровождающийся характерными для шизофренической деменции признаками: эмоциональной тупостью, отгороженностью, кататоническими расстройствами (застывание в своеобразных позах, стереотипии движений, «бег по кругу», эхосимптомы, негативизм), - наблюдается распад речи и исчезновение навыков самообслуживания, регрессивное поведение: ходьба на четвереньках, еда руками, обнюхивание предметов, оказавшихся в поле зрения, поедание несъедобных веществ и т.п.