17. Акмеологические инварианты профессионализма (аип). Общие и специфические инварианты профессионализма.
АИП – основные качества и умения профессионала (в ряде случаев необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надёжность выполняемой деятельности практически независимо от её содержания и специфики.
У АИП есть 2 элемента: 1)качества обеспечивающие эффективность деятельности независимо от специфики: 2)внутренние побудительные причины, нацеленность на саморазвитие
АИП – набор умений, качеств характера, которые обеспечивают успешность в профессии независимо от специфики.
Специфические АИП – частично зависят от специфики деятельности, одинаковы для какой-то профессиональной сферы, группы профессий.
Проницательность – социально-перцептивная компетентность
Коммуникабельность - стремление к общению
Коммуникативные умения
Умение оказывать психологическое воздействие
Способность к имиджированию и самоимиджированию (выстраивать имидж)
Общие АИП – не зависят от специфики деятельности
1)Сила личности: если этого нет, то ничего не формируется, является самой размытой характеристикой и включает в себя:
развитые волевые качества (воля – практическая сторона деятельности. Человек может достичь желанного, преодолевая препятствия; способность достигать задуманного – развитые волевые качества)
Зрелость личности
Способность брать на себя ответственность
Формирование Я-концепции: представление человека о себе.
Я-концепция включает Я-идеальная (каким человек хотел быть), Я-реальная (представление о своих возможностях, способностях), Я-зеркальная (как, по-моему, меня воспринимают другие люди и как они ко мне относятся); Я-образ (каким мы хотим, чтобы нас видели люди)
Комплексное полное эмоциональное состояние в определённый момент времени (РВД)
Эго-состояние – любой взрослый хронологический человек имеет в своей личности 3 эго-состояния, которые доминируют в конкретный момент: родитель (надо, должен, обязан, соц.нормы, ограничения, воспитание); взрослый (могу эффективно решать проблемы, адекватная самоооценка); дитё (игры, флирт, творчество, кураж, комплексы, капризы, неадекватное поведение)
Психологическая грамотность – умение самоконтроля
Психологическая зрелость – умение переходить в определённое состояние в любое время
2) Развитая антиципация – умение точно, далеко и надёжно прогнозировать развитие профессиональной ситуации. Развивается за счёт жизненного опыта, определённых умений, знаний – практика.
3) Высокий уровень саморегуляции – проявляется в умении управлять своим состоянием, в высокой работоспособности, в стрессоустойчивости, в постоянной готовности к экстренным действиям, в способности мобилизовать все свои ресурсы в нужный момент.
В широком смысле:
эмоциональный уровень
самоорганизация
Умение управлять
психологическая регуляция
физиологическая регуляция
Саморегуляция – регулирование эмоционального состояния, способность вызвать нужные эмоции
Самоорганизация – умение организовывать время и пространство (тайм-менеджмент)
Основа планирования - деление на этапы (конкретизация цели):
-«съесть лягушку» (самое непростое дело из всех, которые нужно выполнить, нужно сделать в первую очередь)
-«есть слона по частям» (распланировать дело, выписать пункты поэтапно)
4) Умение принимать решения:
А) смелость в принятии решений
Б) умение принимать на себя риск и его последствия
В) надёжность решений
Г) своевременность решения
Д) точность решений (подход к данной жизненной ситуации)
Е) нестандартность решения и его итоговая эффективность
Ж) креативность
5) Креативность – искусственная генерация творческих вариантов мышления; наличие творческого понимания:
-высокий творческий потенциал
-специальные умения нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи
-2 вида мышления:
+Вертикальное (однолинейное) – логическое, очень логично выстроенное решение, оно анализирует причинно-следственные связи
+Горизонтальное (латеральное) – умение смотреть на ситуации с разных точек зрения (необычные выводы)
6)Высокая адекватная мотивация достижений (определить, развить)
Профессионал-человек, способный к самомотивации.
Адекватные мотивации-способность к правильному целеполаганию
В основе всех поступков лежит стремление к удовольствию или стремление к избеганию боли
- 1)Науки, изучающие профессиональную деятельность человека. Психология профессионализма в системе психологических знаний.
- 2)Современные представления о профессионализме. Востребованные характеристики профессионала в современном обществе.
- 3)Профессия и профессиональная деятельность. Понятие профессии
- 4)Понятие и структура профессиональной деятельности
- 5)Профессиональная пригодность. Факторы, влияющие на профессиональную деятельность (объективные и субъективные).
- 6)Профессиональный отбор и профессиональный подбор как методики определения профпригодности
- 7)Профессиональное самоопределение и профессиональная самоактуализация.
- 8)Классификация профессиональных деятельностей. Классификация по предметам, средствам, условиям, целям труда, типам профессиональной среды.
- 9)Формула профессии. Формула профессии «юрист».
- 10) Основные понятия профессиографии. Профессиограмма и психограмма. Профессиограмма юриста.
- 11)Место юридической профессии в системе профессий(составить)
- 12)Понятие и социально-психологические особенности юридической профессии.
- 14)Юридичность профессриональной деятельности. Критерии юридичности профессиональной деятельности.
- 15. Юристы как социально-профессиональная группа. Понятие и основные черты
- 16. Профессионализм. Подходы к пониманию профессионализма. Понятие и структура профессионализма.
- 17. Акмеологические инварианты профессионализма (аип). Общие и специфические инварианты профессионализма.
- 18. Понятие профессионала. Профессиональная самоактуализация личности.
- 19. Подсистема профессионализма деятельности. Высокопродуктивная профессиональная
- 20. Психологическая компетентность как часть профессиональной компетентности. Виды психологической компетентности.
- 21. Профессиональная компетентность юриста. Основные виды компетенций юриста в современной модели специалиста.
- 22. Коммуникативная компетентность в деятельности юриста.
- 23. Профессионально-правовая компетентность юриста.
- 24. Подсистема профессионализма личности. Профессионально важные качества (пвк) субъекта труда. Способности личности. Рефлексивная организация деятельности и
- 25. Профессиональные деформации личности. Виды профессиональных деформаций. Профессиональные деформации и профессиональное выгорание.
- 26. Профессиональные деформации в юридической деятельности.
- 27. Деформации правосознания как фактор профдеформации юриста.
- 28) Кодексы профессиональной этики в карьере юриста.
- 29)Кризисы как фактор развития личности. Типология кризисов развития личности.
- 30)Кризисы профессионального становления: понятие, классификация, способы преодоления.
- 31) Типы темперамента. Темперамент и профессиональная деятельность
- 32)Стратегии поведения в конфликтной ситуации
- 33)Профессиональный стресс. Характеристика основных видов профессионального стресса.
- 34) Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения. Саморегуляция в условиях профессионального стресса.
- 35) Основные стили мышления, делового общения и поведения в профессиональной деятельности (диагностика и взаимодействие типов).
- 36) Понятие и виды карьеры
- 37) Виды карьерных перемещение и формы карьеры
- 38)Формирование карьерного резерва
- 39)Принципы управления карьерой юриста
- 40)Стратегические направления карьерного роста.
- 41)Этапы карьерного роста.
- 42)Планирование карьеры. Карьерограмма. Направления карьерного роста и горизонты планирования.