logo
Vse_bilety

17. Акмеологические инварианты профессионализма (аип). Общие и специфические инварианты профессионализма.

АИП – основные качества и умения профессионала (в ряде случаев необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надёжность выполняемой деятельности практически независимо от её содержания и специфики.

У АИП есть 2 элемента: 1)качества обеспечивающие эффективность деятельности независимо от специфики: 2)внутренние побудительные причины, нацеленность на саморазвитие

АИП – набор умений, качеств характера, которые обеспечивают успешность в профессии независимо от специфики.

Специфические АИП – частично зависят от специфики деятельности, одинаковы для какой-то профессиональной сферы, группы профессий.

  1. Проницательность – социально-перцептивная компетентность

  2. Коммуникабельность - стремление к общению

  3. Коммуникативные умения

  4. Умение оказывать психологическое воздействие

  5. Способность к имиджированию и самоимиджированию (выстраивать имидж)

Общие АИП – не зависят от специфики деятельности

1)Сила личности: если этого нет, то ничего не формируется, является самой размытой характеристикой и включает в себя:

Я-концепция включает Я-идеальная (каким человек хотел быть), Я-реальная (представление о своих возможностях, способностях), Я-зеркальная (как, по-моему, меня воспринимают другие люди и как они ко мне относятся); Я-образ (каким мы хотим, чтобы нас видели люди)

Эго-состояние – любой взрослый хронологический человек имеет в своей личности 3 эго-состояния, которые доминируют в конкретный момент: родитель (надо, должен, обязан, соц.нормы, ограничения, воспитание); взрослый (могу эффективно решать проблемы, адекватная самоооценка); дитё (игры, флирт, творчество, кураж, комплексы, капризы, неадекватное поведение)

2) Развитая антиципация – умение точно, далеко и надёжно прогнозировать развитие профессиональной ситуации. Развивается за счёт жизненного опыта, определённых умений, знаний – практика.

3) Высокий уровень саморегуляции – проявляется в умении управлять своим состоянием, в высокой работоспособности, в стрессоустойчивости, в постоянной готовности к экстренным действиям, в способности мобилизовать все свои ресурсы в нужный момент.

В широком смысле:

  1. эмоциональный уровень

  2. самоорганизация

    Умение управлять

  3. психологическая регуляция

  4. физиологическая регуляция

Саморегуляция – регулирование эмоционального состояния, способность вызвать нужные эмоции

Самоорганизация – умение организовывать время и пространство (тайм-менеджмент)

Основа планирования - деление на этапы (конкретизация цели):

-«съесть лягушку» (самое непростое дело из всех, которые нужно выполнить, нужно сделать в первую очередь)

-«есть слона по частям» (распланировать дело, выписать пункты поэтапно)

4) Умение принимать решения:

А) смелость в принятии решений

Б) умение принимать на себя риск и его последствия

В) надёжность решений

Г) своевременность решения

Д) точность решений (подход к данной жизненной ситуации)

Е) нестандартность решения и его итоговая эффективность

Ж) креативность

5) Креативность – искусственная генерация творческих вариантов мышления; наличие творческого понимания:

-высокий творческий потенциал

-специальные умения нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи

-2 вида мышления:

+Вертикальное (однолинейное) – логическое, очень логично выстроенное решение, оно анализирует причинно-следственные связи

+Горизонтальное (латеральное) – умение смотреть на ситуации с разных точек зрения (необычные выводы)

6)Высокая адекватная мотивация достижений (определить, развить)

Профессионал-человек, способный к самомотивации.

Адекватные мотивации-способность к правильному целеполаганию

В основе всех поступков лежит стремление к удовольствию или стремление к избеганию боли