2.1. Установление контакта с подростком и создание у него доверия к специалисту
При установлении контакта необходимо учитывать возрастные особенности подростков с агрессивным поведением. Подростки от 12 лет относятся настороженно ко всем взрослым, в том числе к специалистам. В связи с этим требуется больше времени на установление терапевтических отношений. Подростки только в редких случаях обращаются за психологической помощью самостоятельно, могут воспринимать консультацию у психолога как наказание, что провоцирует враждебность, страх и недоверие. Проявление положительных эмоций по отношению к подростку воспринимается им через призму усвоенных стереотипов поведения и установок. Поэтому подростки могут «отыгрывать» в отношениях с психологом сложившиеся стереотипные отношения (Агрессия у детей и подростков под ред. Н.М. Платоновой, 2006).
Одним из важных моментов установления контакта является «проверка на прочность» специалиста. Подростки могут вести себя провокационно или враждебно, как бы проверяя терпение специалиста. Для психолога необходимо с одной стороны толерантно относиться к подобным проявлениям, с другой стороны указывать подростку на имеющиеся правила и ограничения. Если «проверка» пройдена успешно, подросток получает возможность доверять, полагаться на специалиста. Если подросток встречает ответную агрессию, уровень агрессивности в его действиях еще больше повышается. Таким образом, основные задачи психолога при установлении контакта с агрессивными подростками заключаются в толерантности и принятии личности подростка и в установлении границ взаимодействия. Это позволяет подростку брать на себя часть ответственности за свое поведение, способствует развитию самоконтроля.
Отношения между специалистом и подростком должны строится на доброжелательности, искренности, открытости, оптимизма и доверия.. Специалист не должен освобождать подростка от ответственности за происходящее в его жизни, непослушание, агрессивные поступки или невыполнение заданий. Требования к подростку должны соответствовать его возможностям и условиям его жизни (Агрессия у детей и подростков под ред. Н.М. Платоновой, 2006).
Психологическая коррекция агрессивного поведения может строится на индивидуальной или групповой основе.
Тренинговая группа является для подростка отражением жизненных отношений, позволяет увидеть себя со стороны, преодолевать чувство тревожности, научиться понимать других, их желания и состояния и приобретать социальные навыки. Групповой метод коррекции отклоняющегося поведения является наиболее доступным для работы с подростками в условиях общеобразовательных учреждений.
Необходимыми условиями участия подростка в таких группах являются:
- положительное отношение подростка или его родителей к этому методу;
- отсутствие двигательной расторможенности, психотической симптоматики, расстройств поведения, органических нарушений цнс;
- осознание подростком неконструктивности своего поведения (Агрессия у детей и подростков под ред. Н.М. Платоновой, 2006).
Процедура отбора участников проводится на основе определенных программой тренинга показателей. Агрессивные дети обычно включаются в неоднородные по полу, возрасту, социальной принадлежности, проявления агрессии группы. Процедура отбора может быть организована на основе индивидуального собеседования, беседы на собрании потенциальных участников, письменного опроса.
Проведение занятий тщательно планируется, при этом каждое занятие для подростков 11-14 лет длится 45- 90 минут, при оптимальной численности участников 8-10 человек при частоте от 1 до 3 раз в неделю. Минимальный курс должен содержать не менее 12 занятий (Агрессия у детей и подростков под ред. Н.М. Платоновой, 2006).
При проведении групповой работы (в форме тренингов) важным этапом психокоррекционной работы является формирование в тренинговой группе атмосферы доверия, снятия напряженности. Особенность структуры занятий на этой стадии заключается в том, что больше внимания и времени (до трети общего времени занятия) уделяется разминке и упражнениями на установление контакта между участниками.
«Разогревающие упражнения» подробно писаны в литературе (Вачков И.В., 2007; Рудестам К., 1993 и др.)
Важным аспектом тренинга является соблюдение участниками принципов и норм групповой работы:
Активность каждого. От каждого частника требуется активное участие в происходящем.
"Здесь и сейчас" основное внимание уделяется тому, что личностно значимо для человека сейчас, а не анализу прошлого опыта.
Принцип конфиденциальности - обсуждаемые вопросы не выносятся за пределы группы.
Принцип персональной ответственности- каждый несет ответственность за свое поведение в группе и в реальной жизни.
Адекватность обратной связи - когда дается обратная вязь, недопустимы личностные оценки, мнение должно выражаться в форме, не допускающей унижения личности.
Каждый имеет право попросить помощи у группы. (Вачков И.В., 2007)
Нормы сообщаются участникам тренинга на первом занятии и их соблюдение требуется на протяжении всего психкоррекционного тренинга.
- Агрессивное поведение подростков
- 1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения
- 1.2. Основные психологические концепции агрессии
- 1.3. Факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 1.3.1. Особенности личности как предпосылки агрессивного поведения
- 1.3.2. Семейное влияние как фактор агрессивного поведения подростков
- 1.3.3. Агрессивное поведение как реакция на психотравмирующие ситуации
- 1.4. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков
- 2.1. Установление контакта с подростком и создание у него доверия к специалисту
- 2.2. Эмоциональное отреагирование негативных эмоций
- Упражнение «Рисование собственного гнева»
- Объявляем всеобщую эмоциональную амнистию
- 2.3. Изменение стереотипов поведения, формирование позитивной самооценки и самопринятия.
- Портреты того, что внутри и снаружи.
- Ларец счастья
- Портрет в полный рост