1.3.3. Агрессивное поведение как реакция на психотравмирующие ситуации
Агрессия является одним из этапов реакции любого человека на психотравмирующие обстоятельства. В литературе этот процесс описывается как «процесс горевания» или «работой горя».
На основании модели Э. Кюблер-Росс в настоящее время выделяет следующие стадии этого процесса:
Отрицание или стадия шока характеризуется ощущением нереальности происходящего, утратой полноценного контакта с миром, душевным онемением, бесчувственностью, физическими и поведенческими нарушениями;
Гнев. По мнению Милднера, такая реакция характерна, если индивид чувствует беспомощность и бессилие. Негативные переживания этой стадии могут включать негодование, озлобленность, раздражение, обиду, злость, желание отомстить. Реакция гнева в норме обращается на всех участников ситуации, включая себя самого.
Депрессия – период максимальной душевной боли, сопровождается чувством беспомощности, потерянности, опустошенности, апатией и безнадежностью. Человек отдаляется от друзей, семьи, избегает социальной активности. Могут также наблюдаться приступы плача, нарушения сна и аппетита,проблемы со здоровьем.
Смирение (или стадия принятия и реогранизации). На этой стадии происходит принятие потери, восстановление социального функционирования, формирование целей жизни и т.д. (Шефов С.А., 2006)
Исследователи указывают, что детскому горю свойственны отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Часто среди возможных детских реакций отмечаются изменения в поведении: неспослушание, агрессия, рассеянность, нарушение работоспособности и спектр специфических эмоциональных переживаний: чувство вины, тревога, страх. В некоторых случаях детское горе приобретает деструктивные формы. Признаками «патологического» горя являются:
- резкое снижение школьной успеваемости, несмотря на старание, резкий отказ посещать школу;
- упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев), оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других людей;
- частые и необъяснимые вспышки гнева, падения настроения, деструктивные способы выражения гнева;
- стойкая тревога или фобии, частые приступы паники, продолжительный страх находиться одному;
- продолжительные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать;
- гиперактивность, непоседливость (ранее не отмечавшаяся), возрастная регрессия в течение длительного периода;
- множественные жалобы на физические недуги, несчастные случаи;
- употребление алкоголя или наркотиков;
- воровство, половая распущенность, вандализм, противоправное поведение;
- избегание разговоров и даже напоминаний об умершем (или травмирующей ситуации);
- чрезмерная имитация умершего, может также наблюдаться идеализация или имитация родителя, покинувшего семью в результате развода;
- повторяющиеся высказывания о желании соединиться с умершим;
- затянувшаяся депрессия, во время которой ребенок теряет интерес к окружающему, не способен справляться с проблемами и повседневными делами. (Шефов С.А., 2006)
Очевидно, что часть этих признаков, рассматриваемая в отрыве от ситуации, может восприниматься как тенденция агрессивного поведения. В действительности, агрессивные проявления являются одним из симптомов неадекватного, затрудненного переживания травмирующей ситуации. В этом случае коррекция агрессивных проявлений сама по себе (особенно как модификация поведения) будет иметь низкий результат, поскольку основная причина поведенческих нарушений остается незатронутой.
К основным психотравмирующим ситуациям в подростковом возрасте относятся: насилие (физическое, сексуальное, психологическое), осуществляемое в семье или в школе, потеря близкого человека, развод родителей, тяжелые заболевания в семье.
Насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Развитие ребенка в большое степени происходит через опыт его родителей. Нарушения, возникающие вследствие неадекватного поведения родителей по отношению к ребенку, в частности физического насилия, затрагивают все уровни функционирования ребенка.
М.А. Асанова выделяет четыре основные типа насилия по отношению к детям:
1. Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждений ребенку в возрасте до 18 лет;
2. Сексуальное насилие – использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовольствия;
3. Пренебрежение – хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечивать основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;
4. Психологическое насилие – хронические паттерны поведения,такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Достаточно часто эти четыре типа могут сочетаться. На данный момент достаточно хорошо изучены последствия сексуального насилия над детьми, а исследования последствий физического насилия наталкиваются на ряд методологических и практических проблем (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).
Н.О. Зиновьева определяет физическое насилие как вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психологически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможность его причинения. Наиболее часто физическое насилие осуществляется под видом физических наказаний. Исследователи и практические психологи утверждают, что физические наказания легко переходят в насилие, и что граница между наказанием и насилием достаточно условна (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).
Эмоциональное насилие (составная часть психологического насилия) - любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни. К этому виду насилия исследователи относят следующие действия:
Изоляция, т.е. отчуждение ребенка от нормального социального общения;
Угрюмость, отказ от обсуждения проблем;
Торговля запретами;
Оскорбление ребенка;
Терроризирование (неоднократное оскорбление словами и формирование стабильного чувства страха);
Поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;
Брань, издевки;
Запугивание наказанием;
Моральное разложение (привлечение, принуждение к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку).
Наличие эмоционального насилия можно предположить на основании физических и поведенческих проявлений ребенка. К подобным проявлениям относятся: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие, грусть, спектр депрессивных проявлений от субдепрессии до выраженной депрессии, замкнутость или агрессивность (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).
Эмоциональное насилие приводит к деформации личности: низкой самооценке, глубокому чувству вины, ощущению своей малоценности, самоотношению с враждебностью, презрению к самому себе.
Психологическое насилие - совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных возможностей.
Каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Дети, с которыми так обращаются лишены чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка (Алексеева И.А., Никольский И.Г., 2005).
Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгладимый след. Серьезность последствий зависит от многих факторов:
обстоятельств, вязанных с особенностями ребенка (возраст, уровень развития, свойства личности);
особенностей насильника;
продолжительности, частоты и тяжести насильственных действий;
реакции окружающих (наличие или отсутствие поддержки ребенка)
Характер и глубина нарушений личности вследствие насилия зависят от возраста и уровня развития ребенка. Последствия для ребенка будут серьезнее, если насилие сопровождалось причинением боли и если оно совершено близким для ребенка человеком. Основным последствием физического насилия, по мнению Зиновьевой Н.О. и Михайловой Н.Ф., является отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).
Длительные наблюдения детей, по данным Lynch и Roberts, подвергшихся физическому насилию, выявили у многих из них задержки развития, низкую самооценку, высокую частоту антисоциального поведения и затруднения в установлении дружеских отношений. Cicchetti и Toth указывают на высокую вероятность возникновения у травмированных в раннем возрасте детей так называемых атипичных паттернов привязанности, которые могут распространяться на новые отношения, приводя к негативным ожиданиям в отношении вероятного поведения людей и в степени успешности своего Я на фоне окружающих. Ребенок, в чьи понятия не входит возможность доверия к другим, может не приближаься к людям настолько, чтобы узнать о возможности доверия. Это приводит к склонности к социальному отдалению от сверстников.(13, 187) Этими же авторами установлена связь между физическим насилием, пережитым в детстве и саморазрушающим и суицидальным поведением, тревогой, депрессией и личностными расстройствами ( Карсон Р. и др., 2004).
По мнению A.Green для жертв физического насилия характерна агрессивность и разрушительное поведение и плохой самоконтроль как в школе, так и дома. С помощью агрессии они защищают себя от тревоги и чувства бесполезности. Враждебное отношение к другим людям может быть продиктовано страхом причинения ими боли (Карсон Р. и др., 2004).
Исследователи (Зиновьева Н. О., Михайлова Н.Ф. и др.) выделяют факторы риска применения насилия, обусловленные личностными особенностями родителей: ригидность, доминирование, тревожность, высокая реактивность, раздражительность, низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, низкий уровень эмпатии, низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность, проблемы самоидентификации. Кроме этого, факторами риска являются негативное отношение родителя к окружающим, неадекватные ожидания в отношении ребенка, низкий уровень социальных навыков. Родители, склонные к алкоголизму и наркомании, страдающие психическими заболеваниями, с умственной отсталостью и нарушениями соматического здоровья также склонны к использованию физической агрессии по отношению к своим детям (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).
Жизнь в дисфункциональной семье и физическое насилие позволяют ребенку усваивать и затем использовать во взрослой жизни модели поведения как жертвы, так и насильника. Смена ролей жертвы / насильника прослеживается в ситуациях, когда ребенок провоцирует враждебное отношение к себе других (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).
По результатам исследований М.Линч, существует группа факторов, которые помогают ребенку пережить насилие без личностных нарушений. Эти факторы получили название компенсаторных и к ним относится наличие своевременного вмешательства (психологической помощи) и присутствие лица, которому ребенок доверяет и который может вернуть ему чувство собственной ценности (Гулина М.А. и др., 2004).
Развод родителей также является событием, которое переживается детьми и подростками достаточно тяжело. Особенное влияние имеет развод родителей на детей младшего возраста. У подростков реакции на развод родителей выражены несколько слабее, однако можно выделить несколько основных тенденций. Г.Фигдор (2006) описывает немедленные и отсроченные последствия развода родителей для ребенка. К немедленным последствиям относятся:
- чувство вины,
- частичная потеря своей идентичности,
- агрессивность как реакция на предательство и страх.
К долгосрочным последствиям автор относит:
1. проблемы с агрессивностью, которая может направляться как на других, так и на себя;
2. чувство собственной неполноценности
3. нарушения половой ориентации;
4. проблемы в партнерских отношениях. Несмотря на то, что прочные и долговременные отношения являются для детей разведенных родителей очень желанными, они не верят в их возможность для себя (Фигдор Г., 2006).
В основе нарушений формирования личности и поведения могут лежать проблемы и затруднения, связанные не только с семейной сферой.
В последнее время в психологической практике достаточно остро стоит проблема школьного насилия. В отечественной психологии эта проблема остается мало разработанной как в теоретическом, так и в практическом плане. Учитывая то, что для ребенка в любом школьном возрасте взаимоотношения со сверстниками, учителями являются одним из основных аспектов социальной жизни, нельзя недооценивать влияние таких травмирующих обстоятельств, как нарушение учителем педагогической этики и травля ребенка с стороны сверстников.
Подростки могут достаточно остро, и иногда агрессивно реагировать на замечания и неадекватное обращение со стороны учителя, если такое обращение направлено на «болевые точки» подростка, например, сомнение в своей значимости, неуверенность, недовольство своей внешностью и способностями (Алексеева И.А., Никольский И.Г., 2005).
Психологическое насилие со стороны учителей может выражаться в привычном занижении оценок, игнорировании успехов ребенка, негативных обобщениях, негативной оценке того, что значимо для ребенка, негативных отзывах о родителях, друзьях, увлечениях. Чаще психологическое насилие со стороны педагогов является скрытым, но в силу своего постоянства, оказывает сильнейшее негативное влияние на развитие ребенка (Алексеева И.А., Никольский И.Г., 2005). Как следствие могут возникать различные эмоциональные реакции, в том числе и чувство гнева, являющееся естественным пусковым фактором агрессивного поведения.
Школьная травля (буллинг) представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Состояние жертв буллинга характеризуется ощущением бессилия, подавленности, безысходности. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности семьи - все это весьма характерно для жертв буллинга. Ситуации школьной травли задействованы все участники этой системы: учителя, ученики (жертвы, агрессоры и наблюдатели. Зарубежными исследователями отмечается, что подобные ситуации часто оказываются скрыты от посторонних глаз, однако имеют большой «воспитательный» потенциал, затрудняют взаимодействие всего класса и предоставляют наблюдателям модель для подражания (Лэйн Д.А., 2004).
- Агрессивное поведение подростков
- 1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения
- 1.2. Основные психологические концепции агрессии
- 1.3. Факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 1.3.1. Особенности личности как предпосылки агрессивного поведения
- 1.3.2. Семейное влияние как фактор агрессивного поведения подростков
- 1.3.3. Агрессивное поведение как реакция на психотравмирующие ситуации
- 1.4. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков
- 2.1. Установление контакта с подростком и создание у него доверия к специалисту
- 2.2. Эмоциональное отреагирование негативных эмоций
- Упражнение «Рисование собственного гнева»
- Объявляем всеобщую эмоциональную амнистию
- 2.3. Изменение стереотипов поведения, формирование позитивной самооценки и самопринятия.
- Портреты того, что внутри и снаружи.
- Ларец счастья
- Портрет в полный рост