logo
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИ

1.3.3. Агрессивное поведение как реакция на психотравмирующие ситуации

Агрессия является одним из этапов реакции любого человека на психотравмирующие обстоятельства. В литературе этот процесс описывается как «процесс горевания» или «работой горя».

На основании модели Э. Кюблер-Росс в настоящее время выделяет следующие стадии этого процесса:

  1. Отрицание или стадия шока характеризуется ощущением нереальности происходящего, утратой полноценного контакта с миром, душевным онемением, бесчувственностью, физическими и поведенческими нарушениями;

  2. Гнев. По мнению Милднера, такая реакция характерна, если индивид чувствует беспомощность и бессилие. Негативные переживания этой стадии могут включать негодование, озлобленность, раздражение, обиду, злость, желание отомстить. Реакция гнева в норме обращается на всех участников ситуации, включая себя самого.

  3. Депрессия – период максимальной душевной боли, сопровождается чувством беспомощности, потерянности, опустошенности, апатией и безнадежностью. Человек отдаляется от друзей, семьи, избегает социальной активности. Могут также наблюдаться приступы плача, нарушения сна и аппетита,проблемы со здоровьем.

  4. Смирение (или стадия принятия и реогранизации). На этой стадии происходит принятие потери, восстановление социального функционирования, формирование целей жизни и т.д. (Шефов С.А., 2006)

Исследователи указывают, что детскому горю свойственны отсроченность, скрытость, неожиданность, неравномерность. Часто среди возможных детских реакций отмечаются изменения в поведении: неспослушание, агрессия, рассеянность, нарушение работоспособности и спектр специфических эмоциональных переживаний: чувство вины, тревога, страх. В некоторых случаях детское горе приобретает деструктивные формы. Признаками «патологического» горя являются:

- резкое снижение школьной успеваемости, несмотря на старание, резкий отказ посещать школу;

- упорное непослушание или агрессия (дольше шести месяцев), оппозиция авторитетным фигурам, нарушение прав других людей;

- частые и необъяснимые вспышки гнева, падения настроения, деструктивные способы выражения гнева;

- стойкая тревога или фобии, частые приступы паники, продолжительный страх находиться одному;

- продолжительные ночные кошмары, выраженные трудности засыпания и другие расстройства сна, отказ идти спать;

- гиперактивность, непоседливость (ранее не отмечавшаяся), возрастная регрессия в течение длительного периода;

- множественные жалобы на физические недуги, несчастные случаи;

- употребление алкоголя или наркотиков;

- воровство, половая распущенность, вандализм, противоправное поведение;

- избегание разговоров и даже напоминаний об умершем (или травмирующей ситуации);

- чрезмерная имитация умершего, может также наблюдаться идеализация или имитация родителя, покинувшего семью в результате развода;

- повторяющиеся высказывания о желании соединиться с умершим;

- затянувшаяся депрессия, во время которой ребенок теряет интерес к окружающему, не способен справляться с проблемами и повседневными делами. (Шефов С.А., 2006)

Очевидно, что часть этих признаков, рассматриваемая в отрыве от ситуации, может восприниматься как тенденция агрессивного поведения. В действительности, агрессивные проявления являются одним из симптомов неадекватного, затрудненного переживания травмирующей ситуации. В этом случае коррекция агрессивных проявлений сама по себе (особенно как модификация поведения) будет иметь низкий результат, поскольку основная причина поведенческих нарушений остается незатронутой.

К основным психотравмирующим ситуациям в подростковом возрасте относятся: насилие (физическое, сексуальное, психологическое), осуществляемое в семье или в школе, потеря близкого человека, развод родителей, тяжелые заболевания в семье.

Насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Развитие ребенка в большое степени происходит через опыт его родителей. Нарушения, возникающие вследствие неадекватного поведения родителей по отношению к ребенку, в частности физического насилия, затрагивают все уровни функционирования ребенка.

М.А. Асанова выделяет четыре основные типа насилия по отношению к детям:

1. Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждений ребенку в возрасте до 18 лет;

2. Сексуальное насилие – использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовольствия;

3. Пренебрежение – хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечивать основные потребности несовершеннолетнего ребенка в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре;

4. Психологическое насилие – хронические паттерны поведения,такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Достаточно часто эти четыре типа могут сочетаться. На данный момент достаточно хорошо изучены последствия сексуального насилия над детьми, а исследования последствий физического насилия наталкиваются на ряд методологических и практических проблем (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).

Н.О. Зиновьева определяет физическое насилие как вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психологически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможность его причинения. Наиболее часто физическое насилие осуществляется под видом физических наказаний. Исследователи и практические психологи утверждают, что физические наказания легко переходят в насилие, и что граница между наказанием и насилием достаточно условна (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).

Эмоциональное насилие (составная часть психологического насилия) - любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни. К этому виду насилия исследователи относят следующие действия:

  1. Изоляция, т.е. отчуждение ребенка от нормального социального общения;

  2. Угрюмость, отказ от обсуждения проблем;

  3. Торговля запретами;

  4. Оскорбление ребенка;

  5. Терроризирование (неоднократное оскорбление словами и формирование стабильного чувства страха);

  6. Поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

  7. Брань, издевки;

  8. Запугивание наказанием;

  9. Моральное разложение (привлечение, принуждение к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку).

Наличие эмоционального насилия можно предположить на основании физических и поведенческих проявлений ребенка. К подобным проявлениям относятся: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие, грусть, спектр депрессивных проявлений от субдепрессии до выраженной депрессии, замкнутость или агрессивность (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).

Эмоциональное насилие приводит к деформации личности: низкой самооценке, глубокому чувству вины, ощущению своей малоценности, самоотношению с враждебностью, презрению к самому себе.

Психологическое насилие - совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных возможностей.

Каждый случай физического наказания означает для ребенка, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Дети, с которыми так обращаются лишены чувства безопасности, которое необходимо для нормального развития ребенка (Алексеева И.А., Никольский И.Г., 2005).

Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгладимый след. Серьезность последствий зависит от многих факторов:

  1. обстоятельств, вязанных с особенностями ребенка (возраст, уровень развития, свойства личности);

  2. особенностей насильника;

  3. продолжительности, частоты и тяжести насильственных действий;

  4. реакции окружающих (наличие или отсутствие поддержки ребенка)

Характер и глубина нарушений личности вследствие насилия зависят от возраста и уровня развития ребенка. Последствия для ребенка будут серьезнее, если насилие сопровождалось причинением боли и если оно совершено близким для ребенка человеком. Основным последствием физического насилия, по мнению Зиновьевой Н.О. и Михайловой Н.Ф., является отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).

Длительные наблюдения детей, по данным Lynch и Roberts, подвергшихся физическому насилию, выявили у многих из них задержки развития, низкую самооценку, высокую частоту антисоциального поведения и затруднения в установлении дружеских отношений. Cicchetti и Toth указывают на высокую вероятность возникновения у травмированных в раннем возрасте детей так называемых атипичных паттернов привязанности, которые могут распространяться на новые отношения, приводя к негативным ожиданиям в отношении вероятного поведения людей и в степени успешности своего Я на фоне окружающих. Ребенок, в чьи понятия не входит возможность доверия к другим, может не приближаься к людям настолько, чтобы узнать о возможности доверия. Это приводит к склонности к социальному отдалению от сверстников.(13, 187) Этими же авторами установлена связь между физическим насилием, пережитым в детстве и саморазрушающим и суицидальным поведением, тревогой, депрессией и личностными расстройствами ( Карсон Р. и др., 2004).

По мнению A.Green для жертв физического насилия характерна агрессивность и разрушительное поведение и плохой самоконтроль как в школе, так и дома. С помощью агрессии они защищают себя от тревоги и чувства бесполезности. Враждебное отношение к другим людям может быть продиктовано страхом причинения ими боли (Карсон Р. и др., 2004).

Исследователи (Зиновьева Н. О., Михайлова Н.Ф. и др.) выделяют факторы риска применения насилия, обусловленные личностными особенностями родителей: ригидность, доминирование, тревожность, высокая реактивность, раздражительность, низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, низкий уровень эмпатии, низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность, проблемы самоидентификации. Кроме этого, факторами риска являются негативное отношение родителя к окружающим, неадекватные ожидания в отношении ребенка, низкий уровень социальных навыков. Родители, склонные к алкоголизму и наркомании, страдающие психическими заболеваниями, с умственной отсталостью и нарушениями соматического здоровья также склонны к использованию физической агрессии по отношению к своим детям (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).

Жизнь в дисфункциональной семье и физическое насилие позволяют ребенку усваивать и затем использовать во взрослой жизни модели поведения как жертвы, так и насильника. Смена ролей жертвы / насильника прослеживается в ситуациях, когда ребенок провоцирует враждебное отношение к себе других (Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф., 2005).

По результатам исследований М.Линч, существует группа факторов, которые помогают ребенку пережить насилие без личностных нарушений. Эти факторы получили название компенсаторных и к ним относится наличие своевременного вмешательства (психологической помощи) и присутствие лица, которому ребенок доверяет и который может вернуть ему чувство собственной ценности (Гулина М.А. и др., 2004).

Развод родителей также является событием, которое переживается детьми и подростками достаточно тяжело. Особенное влияние имеет развод родителей на детей младшего возраста. У подростков реакции на развод родителей выражены несколько слабее, однако можно выделить несколько основных тенденций. Г.Фигдор (2006) описывает немедленные и отсроченные последствия развода родителей для ребенка. К немедленным последствиям относятся:

- чувство вины,

- частичная потеря своей идентичности,

- агрессивность как реакция на предательство и страх.

К долгосрочным последствиям автор относит:

1. проблемы с агрессивностью, которая может направляться как на других, так и на себя;

2. чувство собственной неполноценности

3. нарушения половой ориентации;

4. проблемы в партнерских отношениях. Несмотря на то, что прочные и долговременные отношения являются для детей разведенных родителей очень желанными, они не верят в их возможность для себя (Фигдор Г., 2006).

В основе нарушений формирования личности и поведения могут лежать проблемы и затруднения, связанные не только с семейной сферой.

В последнее время в психологической практике достаточно остро стоит проблема школьного насилия. В отечественной психологии эта проблема остается мало разработанной как в теоретическом, так и в практическом плане. Учитывая то, что для ребенка в любом школьном возрасте взаимоотношения со сверстниками, учителями являются одним из основных аспектов социальной жизни, нельзя недооценивать влияние таких травмирующих обстоятельств, как нарушение учителем педагогической этики и травля ребенка с стороны сверстников.

Подростки могут достаточно остро, и иногда агрессивно реагировать на замечания и неадекватное обращение со стороны учителя, если такое обращение направлено на «болевые точки» подростка, например, сомнение в своей значимости, неуверенность, недовольство своей внешностью и способностями (Алексеева И.А., Никольский И.Г., 2005).

Психологическое насилие со стороны учителей может выражаться в привычном занижении оценок, игнорировании успехов ребенка, негативных обобщениях, негативной оценке того, что значимо для ребенка, негативных отзывах о родителях, друзьях, увлечениях. Чаще психологическое насилие со стороны педагогов является скрытым, но в силу своего постоянства, оказывает сильнейшее негативное влияние на развитие ребенка (Алексеева И.А., Никольский И.Г., 2005). Как следствие могут возникать различные эмоциональные реакции, в том числе и чувство гнева, являющееся естественным пусковым фактором агрессивного поведения.

Школьная травля (буллинг) представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Состояние жертв буллинга характеризуется ощущением бессилия, подавленности, безысходности. Плохое здоровье, низкий социальный статус, неудовлетворительные отношения со сверстниками, большие семьи, выраженное социальное неблагополучие, а также низкие компенсаторные возможности семьи - все это весьма характерно для жертв буллинга. Ситуации школьной травли задействованы все участники этой системы: учителя, ученики (жертвы, агрессоры и наблюдатели. Зарубежными исследователями отмечается, что подобные ситуации часто оказываются скрыты от посторонних глаз, однако имеют большой «воспитательный» потенциал, затрудняют взаимодействие всего класса и предоставляют наблюдателям модель для подражания (Лэйн Д.А., 2004).