1.3.1. Особенности личности как предпосылки агрессивного поведения
Большое место в современных исследованиях агрессии уделяется анализу тех факторов, которые способствуют ее проявлению. Выделяют личностные качества и внешние факторы. К наиболее влиятельным внешним факторам формирования агрессивного поведения относят семейное влияние и психотравмирующие ситуации.
Во многих случаях мощными детерминантами агрессии могут являться устойчивые характеристики потенциальных агрессоров, т. е. те личностные качества, установки и т.д., которые остаются неизменными в разных ситуациях.
Большое количество работ в отечественной и зарубежной психологии посвящены взаимосвязи агрессии, агрессивности с другими свойствами личности: с переживанием тревоги (Аммон Г., Антонян Ю.М.), локусом контроля, уровнем развития эмпатии (Петровский А.В, Ярошевский М.Г.), ценностными ориентациями (Кузьмин Е.С., Семенов В.Е.) (Соловьева С.С., 1996).).
В исследованиях А.Е. Личко по типам акцентуаций характера у подростков прослеживается зависимость вероятности агрессивного поведения и наличием акцентуации характера. Так, например, эксплозивный тип склонен к агрессии и аутоагрессии, у эпилептоидного типа наблюдается склонность к гетероагрессии, а у шизоидного - к аутоагрессии (у 30% подростков, пытавшихся или совершавших суициды, имели шизоидные черты характера) (Кондрашенко В.Г., 1988).
В последние годы Клайн М., Амбрумова А.Г. и Трайнина Е.Г. выделили самостоятельную акцентуацию характера по «криминогенному» типу, т.е. «определенный тип развития подростка, когда с раннего детства определяется неуправляемость поведения и трудности социализации в сочетании с нарушениями построения общепринятой системы ценностей» (Овчарова Р.В., 2000).
По данным А.Г. Амбрумовой, Е.Н. Вроно, у большинства подростков-суицидентов были отмечены следующие личностные качества:
- высокий уровень внушаемости,
- эксплозивность и эмоциональная неустойчивость,
- несамостоятельность мышления (Кондрашенко В.Г., 1988).
Н.Н. Обозов (1990) среди эмпирически выделенных признаков, характеризующих типы темперамента, связывал агрессивность и холерический тип темперамента.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон (1997) выделяют в качестве аффектирующих агрессивное поведение психологических характеристик такие личностные черты, как:
- боязнь общественного неодобрения,
- раздражительность,
- предвзятость атрибуции враждебности (приписывание другим враждебных намерений),
- внутренний локус контроля.
А.А. Реан в 1994 г. получил данные о наличии прямой связи между такими личностными качествами, как застенчивость и спонтанная агрессивность (Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999).
Агрессивное поведение может быть проявлением действия психологической защиты личности. Психологическая защита служит для ограждения сознания от неприемлемых переживаний. Агрессивное поведение само по себе может быть защитным, кроме того, механизмы психологической защиты могут использоваться для оправдания агрессии. Под влиянием психологической защиты у человека изменяется как восприятие реальности, так и поведение. Механизмы психологической защиты препятствуют осознанному изменению поведения личности и адекватному достижению цели (Агрессия у детей и подростков, 2006).
Многие исследования показывают, что агрессия имеет также биологическую природу (исследования Медника, Габриэлли, Хатчинза и др.). Можно полагать, что существует наследуемая склонность к агрессии, криминальному поведению. Также проводились исследования о влиянии на уровень агрессии личности половых гормонов, различных структур нервной системы. Многочисленные исследования в определенной мере подтверждают, что мужчины могут иметь потенциально большую врожденную готовность к агрессии, чем женщины, что, по-видимому, имеет некоторую филогенетическую и гормональную основу (Э.Хук, С. Шен, Г. Кларк, Г. Берд). Исследования Рохнера и А. Бандуры показали, что, по-видимому, решающая роль в распространении большей агрессивности у мужчин принадлежит традиционной социализирующей практике. По мнению Р. Бэрона и Д. Ричардсон (1997), правильнее было бы говорить о равноправном влиянии факторов как социальных, так и биологических.
По мнению С.С. Соловьевой (1996), свойство агрессивности находится в «субординационных отношениях с психическими процессами и состояниями и в координационных взаимосвязях с другими свойствами и структурами личности».
Индивидуально-личностными характеристиками, способствующими проявлению агрессии в подростковом возрасте являются такие черты как страх общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, склонность испытывать чувство стыда, внешний локус контроля, авторитаризм, напористость, нетерпение, поленезависимость, самонепринятие, чрезмерный самоконтроль или его отсутствие. Также фактором, влияющим на агрессивное поведение личности, является толерантность к фрустрации. В случае, если агрессивное поведение позволяет успешно справляться с фрустрацией, она закрепляется в соответсвии с законами научения (Овчарова, 2000).
М. Алворд приводит описание характерологических особенностей агрессивных детей:
воспринимают большой круг ситуаций в качестве угрожающих, враждебных по отношению к ним;
сверхчувствительны к негативному отношению к себе;
заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих;
не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;
всегда обвиняют окружающих в собственном деструктивном поведении;
в случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.д.) отсутствует чувство вины либо вина проявляется очень слабо;
склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;
имеют ограниченный выбор реакции на проблемную ситуацию;
в отношения проявляют низкий уровень эмпатии;
слабо развит контроль за своими эмоциями;
слабо осознают свои эмоции, кроме гнева;
боятся непредсказуемости в поведении родителей;
имеют неврологические недостатки: неустойчивость, рассеянность внимания, слабая оперативная память, неустойчивость запоминания;
не умеют прогнозировать последствия своих действий и эмоционально застревают на проблемной ситуации;
положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию чувствуют собственную значимость и силу.(Агрессия у детей и подростков, 2006).
По данным Т.П. Смирнова, агрессивные дети и подростки имеют также в качестве характерологических особенностей высокий уровень личностной тревожности, неадекватную, чаще низкую самооценку и чувствую себя отверженными. В работе под редакцией Н.М. Платоновой «Агрессия у детей и подростков» указываются следующие индивидуально-типологические характеристики агрессивного поведения детей и подростков:
1. нарушение чувствительности (сензитивность),
2. высокая эмоциональность и эмоциональная лабильность,
3. повышенная двигательная и общая активность,
4. пониженный тон настроения,
5. импульсивность,
6. низкая адаптивность,
7. склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов,
8. ригидность мыслей, чувств, установок,
9. алекситимия или недостаток эмпатии,
10. низкий интеллект.
Таким образом, значительное количество исследований указывает на то, что подростки, склонные к агрессивному поведению обладает определенными выраженными личностными особенностями.
- Агрессивное поведение подростков
- 1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения
- 1.2. Основные психологические концепции агрессии
- 1.3. Факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 1.3.1. Особенности личности как предпосылки агрессивного поведения
- 1.3.2. Семейное влияние как фактор агрессивного поведения подростков
- 1.3.3. Агрессивное поведение как реакция на психотравмирующие ситуации
- 1.4. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков
- 2.1. Установление контакта с подростком и создание у него доверия к специалисту
- 2.2. Эмоциональное отреагирование негативных эмоций
- Упражнение «Рисование собственного гнева»
- Объявляем всеобщую эмоциональную амнистию
- 2.3. Изменение стереотипов поведения, формирование позитивной самооценки и самопринятия.
- Портреты того, что внутри и снаружи.
- Ларец счастья
- Портрет в полный рост