Объявляем всеобщую эмоциональную амнистию
Составьте список десяти людей или ситуаций, которые вызывают у вас негативные эмоции, постоянно вызывают стресс. Берите один из этих объектов и проделайте с ним указанные ниже шаги. Если нужный эффект не достигается за один раз, повторите всю процедуру в другой раз.
Садитесь в кресло и закройте глаза. Представьте себе полную темноту. Пусть она символизирует водораздел, отделяющий одну фазу вашей жизни от другой.
Сформулируйте суть проблемы. Попробуйте найти для нее наглядную зрительную форму. Вглядывайтесь в эту форму и убедите себя, что она вам совершенно безразлична. Приучите себя смотреть на нее без всяких эмоций.
Объявите мир данной ситуации. Теперь она перестала быть для вас источником каких-либо неприятностей. Вообразите себе, что бесформенное темное пятно на экране постепенно превращается в правильный светлый круг (Джордж М., 1998).
Составной частью этого этапа работы является обучение подростков конструктивному отреагированию негативных эмоций. В ходе занятий подросткам сообщают о том, как справляться с гневом и агрессией. По мнению Р.Кэмпбелла наиболее конструктивное выражение гнева, недовольства, раздражения – прямое высказывание об этом человеку, который вызвал такую реакцию При этом значение имеет форма высказывания. Подобное сообщение может быть облечено в форму «Я-высказывания»
Обучение этой коммуникативной технике выстраивается из нескольких этапов:
рассказ об общей схеме Я-высказывания:
Ясное выражение результатов наблюдений - описание поступка другого человека, вызывающего негативные эмоции. При этом необходимо говорить только о поступке, не давая ему какой-либо оценки. Например : «Ты переключил телевизор на другую программу, не спросив меня».
Ясное выражение чувств – открытое и ясное описание того, что чувствует человек. Необходимо использовать как можно более точное описание, избегая общих фраз и перекладывания ответственности за свои чувства на другого человека. Например, вместо «Я чувствую, что мной пренебрегают» использовать фразу «Я чувствую раздражение».
Ясное выражение своих потребностей – после называния своих чувств необходимо говорить о потребностях, связанных с ним. Например «Я хочу досмотреть этот фильм».
Ясное выражение того, о чем я прошу – просьба, выраженная к конкретных терминах о действиях другого человека. Просьба предполагает выражение того, чего человек ХОЧЕТ, а не того, чего он НЕ ХОЧЕТ. Например: «Я хотел бы, чтобы ты переключил телевизор обратно».
В итоге получается следующая конструкция: «Когда ты переключил телевизор, не спросив меня, смотрю ли я фильм, / я почувствовал раздражение, / потому что хотел досмотреть фильм до конца. / Переключи, пожалуйста, обратно» (Розенберг М., 2001).
2. практическая отработка навыка на примере ситуаций, предлагаемых тренером, а затем, на примере ситуаций, предложенных участниками. Работа проводится с обязательной сменой ролей. Это позволяет участникам оценить эффективность их высказываний, почувствовать, какое влияние на собеседника оказывает такая форма общения.
Необходимо объяснить подросткам, что несмотря на вежливую форму высказывания, она не свидетельствует о слабости говорящего, а о его способности, как сильного человека, прямо заявлять о своих интересах и правах, не оскорбляя других. Также необходимо предупреждать о том, что эта техника не всегда срабатывает, оппонент может и не принять такую форму общения. Однако, использование Я-сообщений позволяет повысить шанс того, что просьба будет выполнена.
Одним из возможных способов контроля гнева является расслабляющие упражнения или действия, снижающие эмоциональный накал. Специалист может дать следующие рекомендации:
- сосчитать до десяти;
- сделать 10-12 глубоких вдохов м выдохов с небольшой паузой между выдохом и вдохом. При этом подростками необходимо объяснить связь между выдохом и релаксацией;
- походить по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием;
- порвать ненужную бумагу;
- выместить свои эмоции на каком-нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете (боксерской груше, подушке и т.п.);
- выполнить осмысленную полезную работу, требующую большой двигательной активности (Агрессия у детей и подростков под ред. Н.М. Платоновой, 2006).
- Агрессивное поведение подростков
- 1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения
- 1.2. Основные психологические концепции агрессии
- 1.3. Факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 1.3.1. Особенности личности как предпосылки агрессивного поведения
- 1.3.2. Семейное влияние как фактор агрессивного поведения подростков
- 1.3.3. Агрессивное поведение как реакция на психотравмирующие ситуации
- 1.4. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков
- 2.1. Установление контакта с подростком и создание у него доверия к специалисту
- 2.2. Эмоциональное отреагирование негативных эмоций
- Упражнение «Рисование собственного гнева»
- Объявляем всеобщую эмоциональную амнистию
- 2.3. Изменение стереотипов поведения, формирование позитивной самооценки и самопринятия.
- Портреты того, что внутри и снаружи.
- Ларец счастья
- Портрет в полный рост