logo
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИ

Портрет в полный рост

Материалы: рулоны обоев или большие листы бумаги, карандаши, краски.

Структура упражнения: Каждый из участников ложится на большой лист бумаги или становится у стены, на которой закреплена бумага, партнер обводит контур его тела. Участникам дается задание нарисовать свой портрет в полный рост как можно ближе к реальности или раскрасить контур тела в цвета эмоций. Инструкции могут варьироваться.

После выполнения работы происходит групповое обсуждение. При этом необходимо напомнить подросткам правила работы группы (безоценочные высказывания, непричинение ущерба другим участникам или их работам) для безопасности процесса. (Копытин А.И., 2005)

Для устранения патологических стереотипов реагирования и формирования вместо них адаптивных способов поведения в настоящее время чаще всего используется поведенческий тренинг и элементы рациональной психотерапии.

Рациональная терапия и ее элементы могут быть использованы в подростковом возрасте (в 14-17 лет), т.к. у подростов уже в достаточной степени сформировались мышление, этические понятия и активно формируется система ценностных ориентаций. Существует возможность использовать элементы рациональной терапии не только в индивидуальной, но и в групповой психокоррекции агрессивного поведения подростков.

Сама рациональная терапия агрессивных подростов подразделяется на следующие этапы:

1. осознание неконструктивности агрессивного поведения. Основная задача этого этапа – выработать у подростка отношение к своему агрессивному поведению как к неконструктивному и стремление изменить его. В ходе групповой дискуссии, например, могут обсуждаться следующие вопросы:

- когда, в какой ситуации вы применяли агрессивное поведение;

- как при этом выглядело ваше поведение;

- какие чувства при этом вы испытывали;

- как поступали при этом другие люди;

- каковы были последствия агрессии для вас лично и для других..

В работах по этой проблеме также предлагается использовать метод незаконченных историй. Ведущий рассказывает историю, конец которой придумывают участники. Истории должны содержать какой-нибудь конфликт и в них нет однозначного разрешения ситуации.

На этом этапе могут также использоваться притчи, соответствующей тематики. При этом с ними можно работать также как с незаконченными историями.

Притча о Змее.

Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она встретила мудреца и , поразившись его доброте, утратила злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы змеи, сказал: "Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их".

2. формирование новых стереотипов поведения. На этом этапе основная цель – изменение поведения и его тренировка. Для этих целей могут быть использованы методы разыгрывания ситуаций в ролевой игре, визуализация ситуаций, рисование ситуаций, разыгрывание рассказов, историй, которые сочиняют участники группы (Агрессия у детей и подростков под ред. Н.М. Платоновой, 2006).

Для выработки и закрепления навыков адаптивного поведения время может быть использована поведенческая психокоррекция. В целом психологическое воздействие может быть направлено на :

Поведенческая коррекция может осуществляться в виде консультирования, психологических тренингов, педагогической коррекции в индивидуальном или групповом варианте. Поведенческая коррекция, несмотря на свою эффективность, по нашему мнению, должна сочетаться с другими методами и направлениями работы с подростками. Поведенческий подход в чистом виде, без глубокого анализа ситуации, в которой находится подросток, учета его индивидуальных особенностей, без глубокой проработки личностных проблем корректирует только поведение, не затрагивая более глубокие причины агрессии.

В поведенческой коррекции агрессивного поведения используются следующие методы:

1. методика систематической десенсибилизации (для коррекции негативных эмоциональных состояний). Методика включает три этапа: обучение глубокой мышечной релаксации; выстраивание иерархии стимулов (ситуаций), вызывающих тревогу (или другое состояние); проработка поочередно ситуаций. Проработка может осуществляться в воображении или in vivo.

2. метод наводнения – внезапная демонстрация сцен, ситуаций, вызывающих сильную тревогу. Метод основан на максимальном переживании тревоги, страха или других эмоциональных состояний.

3. методы прогрессирующей мышечной релаксации (с целью обучения саморегуляции личности). Метод заключается в формировании цикла «фокусировка внимания на группе мышц – напряжение – фиксация – освобождение – расслабление». 9платонова)

Подробно упражнения и задания по обучению открытому выражению желаний и чувств, открытости и откровенности, уверенности в конфликтных ситуациях, умению сказать «нет» описаны в литературе (Ромек В.Г., 2008).

В качестве дополнительных методов формирования новых стереотипов поведения, развития эмпатии, способности миролюбиво взаимодействовать с партнерами по общению, понимания состояния партнера могут быть использованы арт-терапевтические методы, например, «Рисование по кругу», различные методики совместного рисования, создание группового рисунка на одном листе бумаги и т.д. В арсенале арт-терапии существует большое количество подобных техник (Копытин А.И., 2005; Киселева М.В., 2006, Лебедева Л.Д., 2005).

Формирование новых стереотипов должно проводится таким образом, чтобы у подростков была возможность переносить полученные знания и навыки в условия реальной жизни. Важным моментом здесь может являться разработанная система домашних заданий, о выполнении которых подросток информирует тренера или группу..

После завершения психокоррекционной работы с агрессивными подростками необходимо оценить результаты проделанной работы. Для этого может использоваться повторное тестирование или наблюдение и беседа с окружающими подростка людьми (родителями, учителями).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2006.

  2. Алексеева И.А., Никольский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М., 2005.

  3. Бишоп С. Тренинг ассертивности. – СПб., 2001.

  4. Боева А.В., Тужилова М.Б., Руженков В.А. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей, лишенных родительского попечительства. – Белгород, 2005.

  5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997.

  6. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - М., 1989.

  7. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления кризисных ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

  8. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М., 2007.

  9. Гаддини Е. По ту сторону инстинкта смерти: проблемы психоаналитического исследования агрессии// Психоанализ в развитии: Сборник переводов/ Составители А.П. Порошенко, И.Ю. Романов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. С.108-127.

  10. Джордж М. Искусство релаксации. – Лондон – М., 2004.

  11. Дмитрук С.В. Детская и подростковая агрессия. – Вологда, 2002.

  12. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - К.: Политиздат Украины, 1989.

  13. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте// Вопросы психологии. - 2000. - №1 – С.53-57. 29

  14. Зиновьева Н.О. Михайлова Н.Ф. психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб., 2005.

  15. Лэйн Д.А. Школьная травля (Буллинг) – интернет-ресурс

  16. Карсон Р. и др. Анормальная психология. – СПб., 2004.

  17. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

  18. Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение у подростков: социально-психологический и психиатрический аспекты. - Мн.: Беларусь, 1988.

  19. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии.- СПб., 2005.

  20. Копытин А.И., Корт Б. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. – СПб., 2007.

  21. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет. – М., 2007.

  22. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб., 2005.

  23. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Изд-во «Лань»,1999.

  24. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Лыбидь,1990.

  25. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

  26. Оутс Р.К. Плохое обращение с детьми// детство идеальное и настоящее: Сборник работ современных западных ученых: пер. с англ./ Под ред. Е.Р. Слободской. – Новосибирск, 1994. С 179-198.

  27. Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения. - М., 2008.

  28. Психология социальной работы: Учебное пособие /Под общ ред. М.А. Гулиной. – СПб., 2004.

  29. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: ЗАО Издательство "Питер", 1999.

  30. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал.- 1996. - №5.- С.31-34.

  31. Розенберг М. Как ясно сообщать о своих наблюдениях, потребностях, чувствах// Межличностное общение/ Сост. и общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб., 2001.

  32. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб., 2006.

  33. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М., 1993.

  34. Семенака С.И., Тупичкина Е.А. Игровые формы коррекции агрессиного поведения. – Армавир, 2003.

  35. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Дисс. канд. психол. наук. - М.,1991.

  36. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д., 2002.

  37. Соловьева С.С. Агрессивность как свойство личности в норме и патологии: Дисс. докт. психол. наук. - СПб, 1996.

  38. Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления. В помощь родителям и консультантам во вопросам воспитания. – М., 2006.

  39. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений/ Сост., научн. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989.

  40. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

  41. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн.: Ильин В.П., 1996.

  42. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2005.

  43. Шефов С.А. Психология горя. СПб., 2006.

  44. Bandura A. Principles of behavior modification. Holt, Rinehart and Winston. 1996.

  45. Feshbah S. Dynamics and morality of violence and aggression: Some psychological considerations// American Psychologist. - 1971. - 26.

  46. N.G. Guerra, L.Nucci, L.R. Huesmann. Moral cognition and childhood aggression// Aggressive behavior: Current perspectives/Ed. by Rowell Huesmann. - New York; London: Plenium press, 1994.

  47. Montagu A. The nature of human aggression. – N.-Y. Oxford University Press, 1976.

  48. Selg H. Diagnostik der agressivität, Göttingen, 1968.

33