2. Работа с когнитивной познавательной составляющей стресса:
осознание главных целей в жизни, сравнение их и травмирующего вас события в масштабе мировых проблем;
"проговаривание" проблемы: стресс - это образ, за создание которого отвечает правое полушарие головного мозга, и когда мы рассказываем о том, что нас волнует, мы нагружаем левое полушарие, ответственное за речь, тогда как правое полушарие отдыхает, поэтому психологи рекомендуют подробно рассказывать о своих чувствах хорошему собеседнику;
визуализация проблемы в разных рамках: мысленно поместите проблему, тревожащую вас, в темную картинку, под фонарь.
А теперь представьте, как падает снег и засыпает эту картинку хлопьями.
Литература
Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. -СПб.: Речь, 2004,-166с.
Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы.-СПб.:прайм ЕВРОЗНАК, 2003.-352с.
Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях// Психологический журнал, 2002.-№3.-С.85-95
Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ).-М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.-336с.
Судаков К.В. методы борьбы со стрессом// Качество жизни. Профилактика, 2001.-№1. http://medi.ru/doc/94101.htm
Элкин А. Стресс для «чайников».: Пер.с. англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.-320с.
Выписка из Методических рекомендаций MP 2.2.9.2311-07(утв. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 18 декабря 2007 г.)
Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности
Основные термины
1. Стрессовое состояние - высокая, связанная с влиянием факторов трудовой нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума (работающего человека) степень функционального напряжения организма при труде.
2. Профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) – особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления.
3.Трудовая нагрузка - количественная мера специфичных для конкретного вида труда совокупностей факторов трудового процесса. Все виды трудовых нагрузок в зависимости от их направленности на определенные физиологические системы делятся на умственную, зрительную и физическую и характеризуются определенной физиологической стоимостью.
4. Профилактика стрессового состояния - система мер по организации рационального режима труда и отдыха, коррекции функционального состояния и повышению уровня тренированности, рациональной организации рабочего места с учетом эргономических требований, улучшению психологического климата в коллективе и социальной поддержки. Комплекс мер направлен на снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья работников, предотвращение или замедление прогрессирования заболеваний, уменьшение неблагоприятных для здоровья последствий.
5. Режим труда и отдыха - соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления и напряжения в течение длительного периода.
Основные причины развития профессионального стресса
Характерными особенностями всех современных видов трудовой деятельности являются недостаточный уровень общей двигательной активности (гипокинезия) и пребывание в физиологически нерациональных рабочих позах (неудобная, фиксированная, вынужденная).
Особенностью развития состояния профессионального стресса является сочетание неблагоприятных факторов трудовой нагрузки с психологическими и организационными. Психологические факторы связаны с организацией работы: степенью широты и свободы принимаемых решений, уровнем влияния и контроля, над собственной рабочей ситуацией, возможностью выбора путей и сроков выполнения задания и контроля над ним. Организационная структура и складывающиеся на работе межличностные взаимоотношения являются самыми сильными факторами, которые могут вызвать производственный стресс.
Основными трудовыми нагрузками, обусловливающими развитие производственно профессионального стресса (стрессового состояния), являются:
- при умственной нагрузке - длительный и ненормированный рабочий день с работой в сменном режиме, служебные командировки, работа в состоянии дефицита времени, длительность сосредоточенного внимания, плотность сигналов и сообщений в единицу времени, высокая степень сложности задания, выраженная ответственность, наличие риска для жизни;
- при зрительной нагрузке - высокая точность выполняемой работы, необходимость высокой координации сенсорных и моторных элементов зрительной системы, то есть координации зрения с системой органов движения, время работы с оптическими приборами и время работы непосредственно с экраном видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно- вычислительных машин (ПЭВМ);
- при физической нагрузке - динамические и статические мышечные нагрузки, связанные с подъемом, перемещением и удержанием различного по массе груза, значительные усилия, прикладываемые к органам управления и ручным инструментам, многократно повторяющиеся движения рук различной амплитуды, выполнение глубоких наклонов корпуса, длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз.
Клинические последствия стресса
Формирование производственно-профессионального стресса включает стадии последовательного перехода функционального состояния от напряжения к утомлению, к перенапряжению и к переутомлению. Анализ физиологических особенностей этих состояний позволяет оценить их с точки зрения функциональных уровней, внутри- и межсистемных связей в центральной нервной, нейрогуморальной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной системах, а также со степенью нервно-эмоциональной напряженности трудовой деятельности.
Выраженная нервно-эмоциональная напряженность труда приводит к "изнашиванию" адаптационных механизмов организма и функциональной недостаточности гипофизарно-надпочечниковой системы, гиперактивации процессов свободнорадикального окисления, нарушению липидного обмена. Это проявляется в превышающем средние популяционные значения увеличении индекса атерогенности и его нарастании с увеличением стажа работы, что указывает на повышенный риск развития атеросклероза и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Длительное перенапряжение от воздействия интенсивных нервно- эмоциональных нагрузок способствует развитию производственно-обусловленных заболеваний: атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, невротических расстройств и т.д.
- Введение
- Психоэмоциональный стресс
- Адаптационный синдром
- Управление стрессом.
- Методы борьбы со стрессом
- 1. Метод рационализации предстоящего события.
- Методы нормализации cостояния в стрессовой ситуации
- Методы нормализации состояния в постстрессовой ситуации
- 1. Работа с эмоциональной составляющей стресса:
- 2. Работа с когнитивной познавательной составляющей стресса:
- Комплекс физических упражнений на координацию движений, концентрацию внимания
- Комплексы упражнений для глаз
- Содержание занятия аутогенной тренировки в режиме рабочего дня
- Психосоциальные расстройства