Психосоциальные расстройства
(по материалам руководства "Профилактика через первичное здравоохранение", ВОЗ)
В практике первичного звена здравоохранения нередко встречаются случаи психосоциальных нарушений, которые отягощают имеющиеся у пациентов физические заболевания и сами по себе представляют угрозу для здоровья.
При обучении пациентов здоровому образу жизни медицинские работники должны включать консультирование по вопросам противостояния психосоциальному стрессу пациентов, особенно имеющих высокий риск заболеть неинфекционными заболеваниями.
Наиболее частым является депрессивный синдром, который определяется как набор эмоциональных, психологических (непсихических) отклонений от предыдущего нормального состояния, имеющих место практически каждый день в течение не менее 2-х недель и включающий по крайней мере 5 из следующих симптомов:
депрессивное и раздражительное настроение, отмечаемое либо самим субъектом, либо окружающими,
заметное уменьшение или полная потеря интереса и удовлетворения от обычных видов деятельности,
изменения в весе (значительная потеря или прибавка), уменьшение или повышение аппетита,
нарушения сна (бессонница или повышенная сонливость),
психомоторное беспокойство, возбужденное или заторможенное состояние – субъективное либо наблюдаемое окружающими,
усталость и потеря энергии,
чувство ненужности, недовольство собой, чрезмерной вины,
сниженная способность к мышлению или концентрации внимания, уменьшенная мотивация к новым действиям, невозможность принятия решений,
повторяющиеся мысли о смерти, мысли о самоубийстве или суицидальные попытки.
Депрессивные состояния в течение короткого времени могут быть нормальной реакцией на реальные неприятности и стрессовые ситуации. Психологически устойчивые люди, тем не менее, преодолевают такие эпизоды, у других - эмоциональные нарушения развиваются.
Стратегия первичной профилактики заключается в выявлении и поддержке тех, кто находится в группе высокого риска.
Факторы, предположительно влияющие на развитие депрессии
Тип факторов | Содержание |
Предрасполагающие, усиливающие подверженность людей депрессии:
Ускоряющие – способные провоцировать возникновение депрессии:
Поддерживающие – способные пролонгировать состояние и отдалять излечение:
- психологические |
генетическая конституция, внутриутробное поражение (от алкоголя и табака), врожденная травма, физические недостатки в детстве
эмоциональные отклонения в детстве (например, жертва насилия), отсутствие поддерживающих личностных, социальных отношений, проблемы с супругом или на работе, разлука или утрата (особенно родителей или супруга) отрицательный пример родителей (алкоголь, наркотики, насилие),
низкая самооценка (особенно у женщин), беспомощность
недавние инфекционные заболевания, травма, приведшая к нетрудоспособности, соматическое заболевание, в частности, онкологическое
недавний стрессовый эпизод в жизни, который привел или угрожал потерей чего-либо (например, безработица, уход на пенсию, тяжелая болезнь в семье, разлука и развод, потеря поддержки)
чувство беспомощности или плохая приспособляемость к изменившимся обстоятельствам
хроническая боль, инвалидность
хронические социальные стрессы или напряжения (жилищные, финансовые, рабочие, супружеские, семейные, с друзьями), отсутствие близких отношений, отсутствие информации о том, как справляться с проблемами, как преодолевать и управлять психологическими трудностями, как искать практическую помощь
низкая самооценка, сомнения в выздоровлении, материальная зависимость |
Работники первичного звена здравоохранения должны научиться психологическому опросу для выявления и контролирования эмоциональных стрессов, депрессии, тревоги и использовать в повседневной работе. При оценке состояния здоровья пациента следует уделять внимание как физическим и психологическим проблемам, так и социальным – личностным факторам.
При общении с пациентами, имеющими признаки эмоциональных расстройств, нужно уметь применить следующие приемы:
создать атмосферу взаимного доверия на уровне зрительного восприятия,
задавать откровенные, в том числе - и непрямые вопросы о взаимоотношениях дома, на работе,
быть хорошим слушателем, демонстрируя сочувствие,
собирать и анализировать информацию, полученную из беседы с пациентом, учитывая не только то, что говорит пациент, но и то, как он говорит (тон, позы, поведение),
делать поддерживающие беседу комментарии, контролировать интервью,
изучить проблемы пациента, связывая физические симптомы с событиями в жизни и психологическими проблемами,
вместе с пациентом составить программу управления его состоянием и решения проблем.
- Введение
- Психоэмоциональный стресс
- Адаптационный синдром
- Управление стрессом.
- Методы борьбы со стрессом
- 1. Метод рационализации предстоящего события.
- Методы нормализации cостояния в стрессовой ситуации
- Методы нормализации состояния в постстрессовой ситуации
- 1. Работа с эмоциональной составляющей стресса:
- 2. Работа с когнитивной познавательной составляющей стресса:
- Комплекс физических упражнений на координацию движений, концентрацию внимания
- Комплексы упражнений для глаз
- Содержание занятия аутогенной тренировки в режиме рабочего дня
- Психосоциальные расстройства