logo
ШЗ стресс 13

Управление стрессом.

Стресс, вызывая мобилизацию адаптационных возможностей организма, в конечном итоге может оказать как положительный эффект – повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям, так и отрицательный – синдром дизадаптации – снижение адаптационных возможностей, проблемы со здоровьем, снижение профессиональной успешности. Поэтому очень важным является умение самого человека регулировать возникновение стрессовых ситуаций, процесс их влияния на организм, умение справляться с неблагоприятными последствиями в случае неуспешной адаптации.

Для управления стрессом (с целью повышения адаптационных возможностей организма и снижения неблагоприятных последствий) важно определить, что же такое стресс, как он развивается, на какие факторы развития стрессовой реакции человек может повлиять сам.

Согласно дифференциации, предложенной J.R. Nitsch в 1981 году, стресс – это многозначное понятие, включающее четыре основных значения:

  1. Стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку. В этом случае стресс является ситуативным, раздражающим феноменом, который отягощает, усложняет течение событий.

  2. Стресс как реакция. Стресс может быть реакцией на определенное событие и в этом случае называется эмоциональной реакцией, связанной со стрессом (стрессовым переживанием).

  3. Стресс как промежуточная переменная. В этом случае стресс рассматривается в виде промежуточного процесса между раздражителем и реакцией на него.

  4. Стресс как трансактный процесс. Стресс может быть представлен процессом столкновения индивида с окружающим миром. R.S. Lazarus, R. Launier (1981) считают, что стресс как трансактный процесс начинается со специфической оценки какого-либо события и собственных ресурсов по его преодолению. В результате формируются связанные со стрессом эмоции, возникают адаптивные реакции (копинг). В этом случае стресс является процессом, который протекает в постоянном взаимодействии индивида с окружающим миром.

Управление стрессом как процессом адаптации предусматривает возможности:

Психолог Альберт Эллисон предложил модель трех «П»:

1 - «П» - Появление потенциально стрессового события или ситуации;

2 - «П» - Понимание Вами первого «П» и отношение к нему; 3 - «П» - эмоциональные Последствия или стресс, вызванный вторым «П».

В оригинале она называется моделью АВС:

AActivating – активизация;

BBeliefs – убеждения;

С Consequence - последствия

Модель развития стресса и факторов, на него влияющих представляется следующим образом:

Понимая природу стресса, сам человек может регулировать (создавать или избегать) ситуации, оказывающие на него значительное влияние, корректировать собственную оценку происходящих событий, влиять на механизмы развития последствий стресса – как положительных, так и отрицательных.

Для воздействия на процесс развития стресса, необходимо диагностировать наличие стрессовых факторов.

Из факторов окружающей среды одним из наиболее значимых и, соответственно, стрессовых является работа. Чувство удовлетворенности работой вызывается во многом возможностью личностного роста при ее выполнении, чувством самоуважения и заинтересованностью в самой работе.

Нелюбимая, скучная работа, либо предъявляющая повышенные требования человеку, с которыми он не может справиться, будь то значительные физические нагрузки или требования к более высокому уровню мастерства, которым человек не обладает, могут служить причинами возникновения стресса.

Приведем тест на наличие стрессоров в профессиональной деятельности человека, который позволяет определить не только степень насыщенности работы стрессорами, но и сферы деятельности, являющиеся стрессогенными.

Тест имеет 4 секции: конфликтность, перегрузка, сферы деятельности и напряженность во взаимоотношениях с руководством. Для обработки результатов тестирования необходимо найти сумму баллов по каждой секции.

К секциям относятся следующие номера вопросов:

  1. Конфликтность - 1,2,3.

  2. Перегрузка - 4,5,6.

  3. Сферы деятельности - 7,8,9.

  4. Напряженность во взаимоотношениях с руководством -10,11, 12.

По каждой из секций можно набрать от 3 до 15 баллов.

Количество баллов от 12 и выше указывает на тот факт, что в данной сфере имеются проблемы. Общий балл по всему тесту может варьировать от 12 до 60 баллов. Показатель в 36 и более баллов свидетельствует о том, что Ваша работа "насыщена" стрессогенными факторами (с Вашей точки зрения).

Путями снижения воздействия профессиональных стрессоров являются соблюдение требований эргономики, наличие психологической службы (в качестве внешних условий) и усилия самого человека по созданию условий для благоприятной адаптации, восприятие значимых событий в жизни как управляемых, сохранение и укрепление функциональных возможностей организма в качестве собственных (личных) механизмов управления стрессом.

Как часто приведенные ниже факторы мешают Вам в Вашей работе? Укажите на соответствующую цифру

Высказывание

Никог

да

Редко

Иногда

Часто

Всег

да

1

Работающие с Вами люди не знают, что они могут от Вас ожидать

1

2

3

4

5

2

Вы убеждены, что Вы делаете то, что нужно

1

2

3

4

5

3

Вы чувствуете, что Вы не в состоянии удовлетворить разноречивые требования вышестоящих руководителей.

1

2

3

4

5

4

Вы ощущаете перегрузку

1

2

3

4

5

5

Вам не хватает времени, чтобы сделать работу как следует.

1

2

3

4

5

6

Вы чувствуете, что работа отражается на личной жизни

1

2

3

4

5

7

Вы часто не знаете, какое задание Вам поручат выполнять.

1

2

3

4

5

8

Вы чувствуете, что для исполнения Вам не достает власти.

1

2

3

4

5

9

Вы чувствуете, что не можете переварить всю необходимую информацию.

1

2

3

4

5

10

Вы не знаете, как Вас оценивает Ваш начальник.

1

2

3

4

5

11

Вы не в состоянии предугадать реакций вышестоящих начальников.

1

2

3

4

5

12

Ваши взгляды коренным образом расходятся со взглядами начальника

1

2

3

4

5

А теперь проверьте, имеются ли у Вас нарушения состояния здоровья, которые, вероятнее всего, связаны с последствиями стресса.

Тест "На стресс"

Предлагаемая таблица основывается на научных данных и выгодно отличается тем, что определяет влияние факторов риска не одномоментно, а на протяжении недельного цикла, что позволяет составить предположение о правильности образа жизни. Таблица заполняется ежедневно в течение недели по вечерам. Необходимо поставить "галочку" против тех пунктов, где приходится давать утвердительный ответ. Каждая "галочка" дает одно очко.

В конце недели итог суммируется.

1-20 очков. Положение нормальное. На всякий случай проверьте себя в течение еще одной недели, так как Ваше субъективное восприятие "слишком много" или "слишком мало" может оказаться несамокритичным.

21-40 очков. Пока ситуация не слишком тревожная, но уже необходимо обратить внимание на пункты, давшие очки. В скором времени они могут перерасти в серьезную угрозу.

41-60 очков. Угроза налицо. Если в самое ближайшее время Вы не предпримите решительных шагов к изменению своего образа жизни, то Вас ожидают, к сожалению, крупные неприятности.

Свыше 60 очков. Ваше здоровье в серьезнейшей опасности. Необходимо пункт за пунктом проанализировать заполненную вами таблицу и постараться немедленно заняться своим здоровьем.

Фактор риска

Понедель

ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскре

сенье

1. Сон недостаточный или плохой

 

 

 

 

 

 

 

2. Испорченное настроение по дороге на работу или домой

 

 

 

 

 

 

 

3. Испорченное настроение на

работе

 

 

 

 

 

 

 

4. Неприятная работа

 

 

 

 

 

 

 

5. Чрезмерный шум

 

 

 

 

 

 

 

6. Более 3 чашек крепкого кофе

 

 

 

 

 

 

 

7. Выкурено более 10 сигарет

 

 

 

 

 

 

 

8. Слишком много выпито спиртного

 

 

 

 

 

 

 

9. Слишком мало физической

активности

 

 

 

 

 

 

 

10.Слишком много съедено

 

 

 

 

 

 

 

11.Слишком много сладостей

 

 

 

 

 

 

 

12.Личные проблемы

 

 

 

 

 

 

 

13.Сверхурочная работа

 

 

 

 

 

 

 

14.Испорченное настроение дома

 

 

 

 

 

 

 

15.Сомнения в качестве своей работы

 

 

 

 

 

 

 

16.Головная боль

 

 

 

 

 

 

 

17.Сердечная слабость

 

 

 

 

 

 

 

18.Боли в желудке