logo search
программа

Психопрофилактическая и просветительская работа с родителями.

Родителям необходимы знания методов, приёмов воспитания, психологии ребёнка. Родители нуждаются не только в знаниях о том, как общаться в семье, когда всё идёт хорошо, но как себя вести, если трудно, когда родители ошиблись, поспешили и были не правы. Хорошо известно, что у счастливых родителей, растут счастливые дети, ведь отдать своему ребёнку можно лишь то, чем владеешь сам. Поэтому основное в работе педагога- психолога – это помочь и научить родителей жить вместе со своими детьми, а не вместо своих детей.

Главная цель консультирования родителей создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в переходный период обучения через формирование ситуации сотрудничества (учитель – ученик, ученик – родитель, родитель – учитель), где педагог-психолог является «связующим звеном». Психопофилактика с родителями организуется на родительских собраниях, на советах по профилактике, через круглые столы. Следует ознакомить родителей с планами работы, получить их согласие на проведение тренинга и коррекционных занятий.

Здесь возможно проведение следующих мероприятий: тематическое сообщение «В вашей семье растёт пятиклассник...», тренинг «Ваш ребёнок – пятиклассник».

«В вашей семье растёт пятиклассник...»

Цель: профилактика школьных трудностей при переходе из начальной школы в среднее звено.

Форма проведения: тематическое сообщение.

Участники: родители учащихся 4 класса.

ХОД СОБРАНИЯ

Уважаемые родители!

Заканчивается начальная школа. Для вас наступает время важной работы — ведь в сентябре ваши дети в первый раз войдут в незнакомый кабинет, и с тревогой будут вглядываться в лицо нового классного руководителя.

Да, вам казалось, что основные трудности привыкания к школе позади, что закончились эти бесконечные строчки палочек, отступления “две клеточки вниз, две клеточки вправо” и т.д. Ваш ребёнок, наконец, перестал забывать класть дневник в портфель, научился хорошо читать, и вы облегчённо вздыхаете. Не обольщайтесь, время отдыха наступит ещё не скоро.

Вы считаете, что ваш ребёнок уже достаточно взрослый, самостоятельный?

К сожалению, чаще всего это — иллюзия. Ребёнок только пытается осваивать новые для него качества — ответственность, самостоятельность, волевую регуляцию поведения.

Вы готовы помочь своему ребёнку?..

Почему так нелёгок переход школьника из начальной школы в среднюю?

Для этого есть несколько серьёзных оснований:

Даже ученик, который успешно справляется с обучением в школе, умеющий общаться со сверстниками и учителями, вряд ли будет чувствовать себя комфортно, придя в пятый класс. Об этом свидетельствует тот факт, что в первой четверти пятого класса четвертные оценки по основным предметам оказываются на балл ниже выпускных.

Истоки многих проблем пятиклассников обнаруживаются ещё в начальных классах.

Обратите внимание, если ваш ребёнок:

* в письменных работах пропускает буквы;

* не умеет применять правила, хотя знает их формулировки;

* с трудом решает задачи по математике;

* плохо владеет умением пересказа текста;

* невнимателен и рассеян;

* неусидчив;

* с трудом понимает объяснения учителя;

* не умеет самостоятельно работать;

* постоянно что-то где-то забывает;

* испытывает страх перед уроками, учителем, контрольной работой;

* одинок,

то, скорее всего, эти проблемы сыграют свою роль в возникновении так называемой школьной дезадаптации. К сожалению, большое количество пятиклассников страдают от школьной дезадаптации.

Каких учеников ждут в пятом классе? Попробуем разобраться, что же именно должен знать и уметь ваш ребёнок.

В начальной школе уделяется большое внимание развитию тонкой моторики руки ребёнка, поэтому при переходе в пятый класс уровень её развития должен соответствовать требованиям школы. Чтобы убедиться в этом, попросите своего сына или дочь:

а) нарисовать рисунок цветными карандашами на заданную тему. Обратите внимание на степень нажима, аккуратность линий, умение штриховать, закрашивать предметы;

б) вырезать по контуру мелкую фигуру из бумаги;

в) повторить за вами движения, точно скопировать позы.

Успешно ли выполнены задания?

Чем вы можете помочь ребёнку:

Для развития тонкой моторики можно посоветовать следующие занятия и упражнения:

- черчение геометрических фигур с использованием линейки, циркуля;

- работу с ножницами — вырезание мелких деталей;

- различные виды изобразительной деятельности;

- конструирование, работа с мозаикой;

- одновременное рисование одного и того же рисунка правой и левой руками;

- освоение ремесел (можно записать своего ребёнка в какой-либо из кружков: девочек — вышивка, вязание, бисероплетение; для мальчиков — авиамоделирование, столярные работы).

О развитии произвольности говорит умение управлять возникающими эмоциями, сдерживать свои желания.

Кроме того, к пятому классу должны быть развиты такие волевые качества:

 самостоятельность;

 настойчивость (умение справляться с возникающими трудностями, доведение начатого дела до конца);

 инициативность (умение предложить новый вид деятельности, необходимую помощь);

 организованность;

 культурно-гигиенические привычки;

 привычка трудиться.

Предложите сыну или дочери сходить в магазин и купить разные продукты в разных отделах, подсчитывая их стоимость (самостоятельно).

Понаблюдайте, как он решает противоречия между желаемым и необходимым: например, к завтрашнему дню нужно выполнить домашнее задание, а по телевизору идёт интересный фильм.

Развитию произвольности, умению управлять своими действиями, способствуют:

задания, связанные с планированием последовательности действий (сначала — на секцию, затем — выполнить домашние задания, а затем — гулять на улицу);

различные игры, где требуется вырабатывать стратегию — например, шахматы, “Монополия”;

помогайте ребёнку развивать волевую регуляцию поведения — “силу воли” (пока не выполню домашнее задание, не пойду к игровой приставке). Обязательно отмечайте все успехи ребёнка, но только не материальными способами.

Мышление.

К развитию мышления пятиклассника предъявляются серьёзные требования. Ученик должен уметь выделять главное и обобщать, разделять существенные и несущественные признаки предметов, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать.

Чем вы можете помочь ребёнку?

 В любой беседе с ребёнком старайтесь, как бы исподволь развивать его интеллектуальные навыки. Задавайте ему сложные, “каверзные” вопросы, решайте с ним задачи на смекалку, играйте в интеллектуальные игры.

 Привлекайте сына или дочь к поиску выхода из сложных проблемных ситуаций, которых немало в нашей повседневной жизни.

 Старайтесь сделать жизнь ребёнка менее зависимой от формулы “телевидение плюс компьютер минус книга”.

Память.

К развитию памяти в средней школе предъявляется главное требование — умение произвольно ею управлять. Ребёнок должен уметь организовывать процесс запоминания (подготовки к урокам) и воспроизведения (ответа на уроке), т.е. контролировать свою память. Самое главное, что помогает справляться с нагрузкой, — умение выделять главное, понимать, осмысливать запоминаемую информацию.

Чем вы можете помочь ребёнку?

В семейной обстановке можно и нужно создавать условия для целенаправленного развития памяти.

 Ставьте перед ребёнком задачу запоминать важный материал на длительное время. Можно привести пример с таблицей умножения — она была выучена ещё в первом классе, а пользоваться ею можно всю жизнь.

 Если сыну или дочери предстоит выучить сложный материал, научите его пользоваться приёмом распределённого повторения. Запоминание происходит путём четырёхкратного прочтения текста. При первом чтении текста задача запомнить не ставится — только ознакомиться с ним. Во втором чтении важно хорошо понять материал. Во время третьего чтения происходит запоминание. Четвёртое чтение — проверка качества усвоения.

 Учите ребёнка рассказывать выученный материал вслух. Проговаривание выученного материала вслух очень важно, т.к. наша внутренняя речь является более сжатой и краткой, чем устная. Рассказывая в полный голос, можно сразу заметить пропуски, ошибки, недочёты.

 Упражнение “Внимательный художник”. Описать по памяти внешность одноклассника, интерьер класса и т.д.

 Упражнение “Зрительный диктант”. Показать ребёнку подряд несколько картинок (от 5 до 10). Задача ребёнка — запомнить их в таком же порядке и нарисовать на бумаге. Начать стоит с предметных картинок, а затем перейти к абстрактным символам, знакам.

Внимание.

Внимание пятиклассника должно быть таким, чтобы с учётом небольших пауз в течение урока ученик сохранял достаточно высокий рабочий темп.

Чем вы можете помочь ребёнку?

 Очень простой способ развития внимания — использование интересных заданий. Например, “Сравни две картинки. Найди различия”.

 Можно устраивать в семье конкурсы на самого внимательного. “Самый внимательный” — это тот, кто вспомнит, например, больше деталей просмотренного фильма, видеоклипа и т.д.

 Выполняйте с ребёнком задания по образцу “Корректурной пробы”.

 Детям очень нравятся задания на поиск ошибок в тексте. Придумайте сами предложения или возьмите их из учебника русского языка, сделайте несколько ошибок и предложите ребёнку их найти.

Речь.

Основные требования к развитию устной и письменной речи — использование сложных конструкций, связное изложение своих идей, умение доказать свою мысль, богатый словарный запас и грамотность.

Определить общий уровень развития речи достаточно просто. Для этого нужно побеседовать с ним на любую тему. Отметьте, умеет ли ребёнок:

а) правильно строить предложения, использовать сложноподчинённые конструкции (потому что, затем, когда и т.д.);

б) выражать своё мнение, начиная предложение со слов

“Я думаю, что...”, “По моему мнению...”, “Я не согласен...” и т.д.;

в) правильно и к месту употреблять слова;

г) при необходимости подобрать слово-синоним (“друг” — “товарищ”).

Чем вы можете помочь ребёнку?

 Каждый день читайте и обсуждайте прочитанное.

 Учите ребёнка мыслить вслух, выражать своё мнение, доказывать его.

 Исправляйте неправильное произношение, неверные ударения.

Просите ребёнка пересказывать содержание просмотренного фильма, прочитанной книги.

 Попросите ребёнка подобрать противоположные слова (антонимы). Например, начало — конец.

Главное требование основной школы — готовность ребёнка к коллективным формам работы (умение работать в паре, группе, коллективе). Если ваш ребёнок умеет общаться со сверстниками, у него есть друзья, много приятелей, его не отвергают в детском коллективе, то сложности переходного периода коснутся его в меньшей степени. Если же ваш ребёнок с трудом находит общий язык со сверстниками, не умеет постоять за себя или, наоборот, всё время конфликтует, то трудностей в пятом классе, скорее всего, не избежать.

Чем вы можете помочь ребёнку?

 Больше разговаривайте с ребёнком, вовремя выявляйте все возникающие проблемы, не нужно сразу же пытаться самому вмешаться в отношения детей — ничего хорошего из этого обычно не выходит.

 Постарайтесь создать разные группы общения для ребёнка — запишите его в кружок, на секцию, берите с собой в гости, если там будут его сверстники.

В заключение хотелось бы пожелать родителям: выкраивайте ежедневно время, чтобы побыть с ребёнком, ведь поступление в основную школу — это очень важный переходный период в жизни ученика. И на этом сложном этапе ему очень нужны ваша помощь и поддержка.