Приложение 3.
О «групповом интеллектуальном тесте»
ГИТ был разработан словацким психологом Дж. Ваной и адаптирован в 1985—1986 гг. в лаборатории психологической диагностики и коррекции Психологического института РАО для русскоязычной выборки коллективом авторов: М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой и Г.П. Логиновой. Тест ГИТ, как и другие тесты интеллекта, выявляет, насколько учащийся овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и терминами, а также умениями выполнять некоторые логические действия. Все это характеризует уровень умственного развития учащегося.
ГИТ — надежный, валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы тест. Он содержит 7 субтестов:
1. Исполнение инструкций {20 заданий). Направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления, определяет формально-динамические характеристики протекания вербальных мыслительных процессов, результативность зависит от скоростных возможностей речемыслительной деятельности, т.е. лабильности нервной системы.
2. Арифметические задачи (20 заданий). Диагностирует сформированность математических знаний и действий, которые усваиваются в процессе обучения. Выявляет умение ориентироваться в условиях задачи, способность к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению и математическому обобщению, что не позволяет считать этот субтест только показателем обученности математическим навыкам. Это подтверждается и многочисленными результатами диагностики — самый низкий уровень выполнения заданий по всему тесту — своеобразный «провал» на графике выполнения заданий по субтестам, причем практически независимый от параллели и типа школы (в специализированных математических школах уровень выполнения субтеста хотя и выше, чем в обычных школах, однако ниже, чем другие субтесты).
3. Дополнение предложений (20 заданий). Оценивает понимание смысла отдельных предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать грамматическими структурами, зависит от словарного запаса учащихся.
4. Определение сходства и различия понятий (40 заданий). Проверяет умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков; сформированность операции сравнения и осведомленность в понятиях разного содержания.
5. Числовые ряды (20 заданий). Выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации, аналитико-синтетические математические способности, практически без вовлечения в процесс решения вербальных структур.
6. Установление аналогий (40 заданий). Диагностирует умение мыслить по аналогии. Определяет уровень развития операции обобщения и анализа логических отношений, уровень развития словесно-логического мышления, показывает потенциальные возможности учащегося, динамику возрастных изменений — с возрастом повышается успешность решения задач на аналоги.
7. Символы (40 баллов за кодирование 200 знаков). Проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы, показывает ее точность и скорость.
Тест разработан в двух формах (А и Б), которые проверены на взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится строго ограниченное время (от 1,5 до 6 минут). Проведение диагностики занимает 1 урок. Для оценки индивидуальных результатов используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. После индивидуальной обработки результатов абсолютные показатели (баллы) переводятся в проценты (для сопоставления результатов выполнения различных субтестов) и строится график индивидуальной структуры умственного развития школьника.
Помимо общего балла по тесту авторы отечественной модификации ГИТа предлагают способы оценки гуманитарной и математической направленности учащихся, сформированности у них отдельных вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной работы. Так гуманитарная направленность определяется по сумме показателей трех заданий: третьего (предложения), четвертого (сходства-различия понятий) и шестого (аналогии), так как заданий всего 100, то сумма баллов дает и показатель процентного соотношения выполнения вербальных заданий. Математическая направленность определяется по сумме показателей двух заданий: второго (решение арифметических задач) и пятого (числовые ряды); так как всего заданий 40, то сумма баллов, полученных за выполнение математических задач, делится на 40 и умножается на 100. Показатели лабильности могут считаться по сумме баллов, полученных за выполнение первого (инструкции) и последнего (символы) заданий, которая делится на 60 и умножается на 100. Таким образом мы получаем обобщенные показатели умственного развития учащихся. Так, о преобладании той или иной направленности можно говорить, если разность между этими показателями не ниже уровня 10%. Скоростные характеристики могут оцениваться как суммарно, так и сравниваться между собой.
Образовательно-возрастные нормативы выполнения теста ГИТ
- Программа перехода из начальной школы в среднее звено
- Содержание
- Теоретический обзор
- План работы по преемственности между начальным и основным общим образованием.
- Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к средней школе
- Психологическая диагностика
- Профилактическая работа Психопрофилактическая и коррекционная работа с учащимися 4-5-х классов.
- Большая психологическая игра «в поисках дружбы»
- Коррекционно-развивающая программа «Первый раз в пятый класс»
- Психопрофилактическая и просветительская работа с родителями.
- «Ваш ребёнок – пятиклассник»
- Профилактическая работа с педагогическим коллективом
- Как помочь пятикласснику?
- Психолого-педагогический консилиум
- Список используемых источников:
- Приложение 1.
- Приложение 2.
- Приложение 3.
- Приложение 4.
- Приложение 5
- Приложение 6 родники моей души