logo search
shpory_psikhologia

80. Педагогические конфликты

В межличностных отношениях преподавателя и учащихся вполне возможно возникновение конфликтных ситуаций.

Конфликты возникают на почве взаимного непонимания преподавателя и учащихся, нежелания усваивать учащимися материал либо неумения преподавателя объективно оценить качество знаний учащихся, их желание повысить свои достижения в учебной деятельности. Конфликты назревают и тогда, когда преподаватель неправомерно требует с учащихся знания материала, на изучение которого отведено слишком мало времени.

Характер педагога в возникновении конфликтных ситуаций является важным фактором. Плохое знание основ педагогики, нежелание преодолеть отрицательные качества характера, мешающие педагогическому процессу, не позволяют педагогу видеть суть конфликта между ним и учащимся, а значит, и способы его разрешения.

Первым шагом в разрешении конфликтных ситуаций является определение характера воспитательных отношений в учебном заведении. Необходимо определить оптимальную форму проявления дисциплины и меру демократии. Конфликт не может быть разрешен с помощью диктата преподавателя, педагог прежде всего должен заслужить уважение и авторитет у учащихся.

Преподаватель должен уметь также вовремя заметить и поддержать малейшие улучшения в учебной деятельности учащихся. Это помогает избежать многих конфликтов, так как справедливость – это главная составляющая педагогического мастерства.

Педагогу необходимо иметь точную информацию об истинных причинах того или иного поступка учащегося и помнить о том, что всякое коллективное разбирательство не помогает разрешить конфликт, а лишь усугубляет его.

Чтобы избежать конфликтов, педагогу необходимо изучить характер, привычки и наклонности учащихся.

Для разрешения конфликта нужно внимательно проанализировать ситуацию; определить условия ее возникновения, эмоциональное состояние учащегося, выяснить мотивацию его поступка. Только на основе такого анализа конфликтной ситуации педагог может найти правильный путь ее разрешения.

Квалифицированный педагог постоянно совершенствует и развивает свою интуицию и педагогическое чутье, что позволяет найти тактичный выход из сложившегося положения.

Между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов:

Конфликты деятельности между педагогом и учащимися чаще всего проявляются в отказе учащегося выполнять учебное задание или связаны с плохим (недобросовестным) его выполнением. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание педагога вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты чаще происходят с учащимися, испытывающими трудности в учебной деятельности, когда педагог ведет учебные занятия по своему предмету непродолжительное время, и отношения между ним и группой ограничиваются только учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение числа таких конфликтов из-за того, что педагоги часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а оценки (отметки) используют как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину или не выполняет предъявляемые требования. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из учебных заведений разного уровня способных, самостоятельных и творчески мыслящих учащихся, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков в основном связаны с особенностями поведения отдельных учащихся как в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка учащегося, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Педагог часто корректирует поведение учащихся, оценивая их поступки при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между своими воспитанниками, поэтому вполне возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учащихся.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие.