80. Педагогические конфликты
В межличностных отношениях преподавателя и учащихся вполне возможно возникновение конфликтных ситуаций.
Конфликты возникают на почве взаимного непонимания преподавателя и учащихся, нежелания усваивать учащимися материал либо неумения преподавателя объективно оценить качество знаний учащихся, их желание повысить свои достижения в учебной деятельности. Конфликты назревают и тогда, когда преподаватель неправомерно требует с учащихся знания материала, на изучение которого отведено слишком мало времени.
Характер педагога в возникновении конфликтных ситуаций является важным фактором. Плохое знание основ педагогики, нежелание преодолеть отрицательные качества характера, мешающие педагогическому процессу, не позволяют педагогу видеть суть конфликта между ним и учащимся, а значит, и способы его разрешения.
Первым шагом в разрешении конфликтных ситуаций является определение характера воспитательных отношений в учебном заведении. Необходимо определить оптимальную форму проявления дисциплины и меру демократии. Конфликт не может быть разрешен с помощью диктата преподавателя, педагог прежде всего должен заслужить уважение и авторитет у учащихся.
Преподаватель должен уметь также вовремя заметить и поддержать малейшие улучшения в учебной деятельности учащихся. Это помогает избежать многих конфликтов, так как справедливость – это главная составляющая педагогического мастерства.
Педагогу необходимо иметь точную информацию об истинных причинах того или иного поступка учащегося и помнить о том, что всякое коллективное разбирательство не помогает разрешить конфликт, а лишь усугубляет его.
Чтобы избежать конфликтов, педагогу необходимо изучить характер, привычки и наклонности учащихся.
Для разрешения конфликта нужно внимательно проанализировать ситуацию; определить условия ее возникновения, эмоциональное состояние учащегося, выяснить мотивацию его поступка. Только на основе такого анализа конфликтной ситуации педагог может найти правильный путь ее разрешения.
Квалифицированный педагог постоянно совершенствует и развивает свою интуицию и педагогическое чутье, что позволяет найти тактичный выход из сложившегося положения.
Между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов:
конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий;
конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения;
конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности.
Конфликты деятельности между педагогом и учащимися чаще всего проявляются в отказе учащегося выполнять учебное задание или связаны с плохим (недобросовестным) его выполнением. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание педагога вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты чаще происходят с учащимися, испытывающими трудности в учебной деятельности, когда педагог ведет учебные занятия по своему предмету непродолжительное время, и отношения между ним и группой ограничиваются только учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение числа таких конфликтов из-за того, что педагоги часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а оценки (отметки) используют как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину или не выполняет предъявляемые требования. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из учебных заведений разного уровня способных, самостоятельных и творчески мыслящих учащихся, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков в основном связаны с особенностями поведения отдельных учащихся как в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка учащегося, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Педагог часто корректирует поведение учащихся, оценивая их поступки при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между своими воспитанниками, поэтому вполне возможны ошибки при оценке их поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учащихся.
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие.
- Вопрос 1 Основные этапы развития психологии
- Вопрос 2 Отличие научной психологии от житейской
- Вопрос 3 Связь психологии с другими научными дисциплинами. Принципы психологии
- Вопрос 4 Методы психологии
- Вопрос 5 Этапы развития психики в филогенезе
- Вопрос 6 Роль труда и языка в развитии сознания
- Вопрос 7 Структура сознания. Самосознание личности
- Вопрос 8 Понятие деятельность. Структура деятельности
- Вопрос 9 Навыки и умения. Виды деятельности
- Вопрос 10 Виды внимания
- Вопрос 11 Свойства внимания
- Вопрос 12 Физиологическая основа ощущений
- Вопрос 13 Виды ощущений
- 14. Пороги ощущений. Адаптация органов чувств.
- 15. Восприятие. Свойства восприятия.
- 16. Теории памяти. Теоретические подходы к изучению памяти.
- 17. Виды памяти.
- 19. Взаимосвязь мышления и речи.
- 20. Мышление как процесс: формы и операции мышления.
- 21. Виды мышления.
- 22. Функции и виды речи.
- 23. Виды воображения
- 24. Приемы воображения. Влияние воображения на органические процессы
- 25. Понятия «человек», «индивид», «личность». Структура личности по Платонову.
- 26. Направленность личности.
- 28. Защитные механизмы личности.
- 29.История изучения темперамента
- 30. Теория Павлова о видах внд.
- 31. Понятие «характер». Черты характера
- 32. Акцентуация характера
- 33. Понятие «способности». Взгляды на природу способностей.
- 35. Теоретические взгляды на природу эмоций.
- 36. Понятия «эмоции» и «чувства». Функции эмоций
- 37. Виды эмоциональных переживаний
- 38. Классификация эмоций по к. Э. Изарду
- 39. Понятие «воля». Функции воли
- 40. Структура волевого действия
- 41. Предмет социальной психологии, краткая история
- 42. Совместная деятельность, как предмет социальной психологии
- 43. Функции, виды и структура общения
- 44. Характеристика сторон общения
- 45. Теории межличностного взаимодействия
- 46. Механизмы межличностной перцепции
- 47. Трудности межличностного восприятия. Эффекты общения
- Вопрос 48 признаки малой группы
- Вопрос 49 Классификация групп
- Вопрос 50 Групповая динамика. Структура малой группы.
- Вопрос 51 Личность в группе: конформизм лидерство социальные роли.
- Вопрос 52 Семья как малая группа
- Вопрос 53 Понятие конфликта. Классификация конфликта.
- Вопрос 54 Элементы конфликта
- Вопрос 55.Охарактеризуйте стратегии поведения в конфликте.
- 56. Правила разрешения конфликта
- 57. Лидерство и руководство в группе.
- 60 Психические состояния, возникающие в процессе труда
- 61Компоненты утомления
- 62Предмет и задачи инженерной психологии
- 63Распределение функций между человеком и техникой в системе чмс
- 64Характеристика систем чмс
- 65Особенности деятельности человека-оператора
- 66Особенности практического мышления
- 67Средства деятельности человека-оператора
- 68Предмет и задачи педагогической психологии
- 69Взаимосвязь обучения и развития. Концепция л.С. Выготского
- 70. Факторы воспитания
- 71. Подросток как субъект учебной деятельности
- 72. Особенности педагогической профессии
- 73. Компоненты педагогической деятельности. Функции педагога.
- 74. Педагогические способности
- 75. Стили педагогической деятельности
- 76. Структура учебной деятельности
- 77. Общая характеристика учебной деятельности
- 78. Специфика педагогического общения
- 79. Барьеры в педагогической деятельности
- 80. Педагогические конфликты
- 81. Уровни психологического анализа урока