logo
shpory_psikhologia

69Взаимосвязь обучения и развития. Концепция л.С. Выготского

Связь обучения и развития человека – это центральная проблема педагогической психологии. Цель любой системы образования – это развитие личности ученика. Обучение является движущей силой развития (психического и личности в целом). Развитие – это сложное эволюционное поступательное движение, в ходе которого проходят прогрессивные интеллектуальные личностные поведенческие изменения в человеке.

Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребёнка и уровнем возможного развития

Возможное развитие

Актуальное развитие

Зона ближайшего развития работает с теми функциями психики, которые ещё не созрели, но находятся в процессе созревания и приходят в движение лиш в случае взаимоотношений со взрослым, но затем становятся достоянием самого ребёнка (задание той степени сложности, которое ребёнок ещё не может сделать сам, но уже может под руководством взрослого).

ЗБР – это важный критерий в диагностике умственного развития детей для решения вопроса о сроках обучения. Автор теории – Л.С. Выготский.

В ходе психического развития формируются возрастные новообразования – это те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Развитие может протекать плавно-медленно или бурно-стремительно и в виде острого кризиса возрастного развития. Кризис определяется между новыми потребностями и возможностью их удовлетворения, новыми способностями и старыми формами деятельности.

Основные возрастные кризисы человека:

    1. Кризис новорожденности – связан с переходом от биологической формы существования к социальной.

    2. Кризис одного года – связан с потребностью ребёнка в выражении своих мыслей и отсутствием возможности говорить.

    3. Кризис трёх лет (первый кризис самосознания «Я сам»)

    4. Кризис семи лет – это переход из детского сада в школу – связан со сменой игровых мотивов на учебные, с адаптацией ребёнка к школьным требованиям.

    5. Кризис подросткового возраста – 10-16 лет – период полового созревания – переход от детства ко взрослому состоянию.

    6. Кризис 17-ти лет – связан с выбором профессии.

    7. Кризис среднего возраста – плавающие возрастные границы – 27 и более лет.